• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ковроткачество: азербайджанские обычаи и символ семейного очага

Время чтения: 4 мин
1838

Искусство ковроделия в Азербайджане передавалось от поколения к поколению и на протяжении многих веков считалось самой большой ценностью народа.

Первоначально, на истоке становления ковроткачества, ковры ткали на дому, для личного использования или в подарок близким. Но постепенно азербайджанские ковры приобрели популярность, начали появляться мастерские и мануфактуры, которые специализировались на изготовлении ковров уже для массовой продажи.

Самая главная черта, отличающая азербайджанские ковры от других ковров, – это необычная технология, которая ведёт свою историю с древних времён. Стоит отметить, что у каждой группы ковров своя технология, своё сочетание цветов и геометрических орнаментов, свой, уникальный смысл. В дополнении к этому один ковёр от другого отличается используемыми материалами и красками. Для каждого региона характерен конкретный набор всех этих слагаемых, который невозможно повторить.

С XVI века при ковроткачестве азербайджанцы использовали более тонки узоры, рисунки, портреты, сюжетные изображения в противовес популярным до этого геометрическим орнаментам.

Эта новая технология оправдала себя и завоевала большую популярность в Европе, и благодаря этому уже в XIX веке в европейских домах стали чаще появляться тебризские, ардебильские и многие другие виды ковров.

И впервые лучшие образцы азербайджанского ковроткачества приехали в Казань. Стены выставочного центра «Манеж» приняли масштабную экспозицию, рассказывающие об истории ковра, его традициях и современном воплощении.

Уже с сегодняшнего дня у гостей и посетителей Казанского Кремля есть уникальную возможность увидеть ковры в исторической перспективе, погрузиться в мир орнаментов и потаенных смыслов.

По словам министра культуры Татарстана Ирады Аюповой, это не просто выставка, представленная уникальным музеем.

«Ковроткачество – один из древних видов промысла, свойственный для азербайджанского народа. Сейчас это фактически утраченный в его первоначальной задумке промысел. Само искусство ковроткачества являет собой пласт духовного и культурного наследия, та ценность и традиция, которую мы все обязаны сохранить для потомков. Мы часто думаем, что есть то наследие, которое пришло к нам из глубины веков, почему были одеты таким образом, носили конкретные украшения. К сожалению, наше время стало периодом, когда многие смыслы утратились. Эта тенденция продолжается и сейчас. Хочется верить, что то внимание, которое демонстрируется в отношении сохранения наших традиций, поможет сберечь богатое культурное наследие. Этот вопрос зависит не только от мировых тенденций, но от каждого из нас», – обратилась к собравшимся на открытии экспозиции министр.

Её слова поддержала и директор Азербайджанского национального музея ковра Ширин Меликова. Ширин напомнила, что Азербайджан и Татарстан связывают тесные связи в различных областях.

«Гуманитарная сфера нашего взаимодействия даёт возможность узнать друг друга больше, увидеть наши культурные и исторические общности. Ведь исторически наши народы были всегда близки, ещё в царское время, когда взаимодействовали в мусульманской фракции Государственной Думы. Межкультурные связи в наше время приводят к неизбежному сотрудничеству и рождению новых проектов, одним из которых стала эта выставка».

Тема выставки была выбрана неслучайно, ведь ковёр – символ всего тюркского мира. И выставка, открывшаяся в стенах «Манежа», рассказывает о прошлом и настоящем азербайджанского ковроткачества, которое в республике находится на уровне произведения искусства.

«Мы разделили выставку на два тематических блока: традиция (здесь представлены экспонаты из коллекции азербайджанского музея, конец XIX-начала XX века из разных регионов Азербайджана) и современность (работы Чингиза Бабаева). Мы постарались воплотить диалог двух периодов и показать, что традиция ковроткачества жива сегодня. Это источник, который вдохновляет современных художников на создание шедевров в этой области».

Современные ковры, представленные работами Чингиза Бабаева, позволяют увидеть глубокие, потаённые смысли, узнать историю, жизнь и судьбу предков. Его ковры – это связь времён, связь прошлого и настоящего.

Подобные проекты способствуют решению многих задач более широкого масштаба, в том числе помогают укрепить гуманитарное взаимодействие дружественных народов, имеющих общую историю, и сегодня общими усилиями сохраняют традиционное наследие.

 

Гостей на торжественном открытии выставки также приветствовали директор Дома дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов, руководитель Региональной общественной организации азербайджанцев Республики Татарстан Бахрам Мустафаев, заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Казанский Кремль» Светлана Коновалова.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle