Как потомки пророка Мухаммада ﷺ попали в Поволжье и Сибирь?
Связь среднеазиатских сайидов с Поволжьем и Сибирью
Средняя Азия всегда играла важную роль для татар. Ее особое значение своими корнями уходит в суфийские традиции, которые оттуда проникли в Волго-Уральский регион и Сибирь в эпоху Золотой Орды и доминировали в российской исламской культуре до начала ХХ века. Суфийские традиции включают передачу «знаний» от муршида к ученикам, поддержание суфийских братств и других институтов, а также составление и распространение суфийской литературы.
При детальном рассмотрении религиозной связи Волго-Уральского региона со Средней Азией можно видеть, что в некоторых общинах российских мусульман эта связь выводилась к особым священным генеалогиям.
Так, некоторые представители семейств российских мусульман заявляли о своем происхождении от среднеазиатских святых, сахабов и бухарских сайидов, то есть от предков, происходящих из семейства пророка Мухаммада (с.а.с.). Сообщества сайидов, также известные как ходжи, хорошо задокументированы по всей Средней Азии. Причем они присутствовали как среди кочевых, так и среди оседлых общин, где их влияние на политическую, социальную и религиозную жизнь было значительным.
Считается, что некоторые из этих семейств переселились в Золотую Орду и имели большой авторитет в политической и религиозной жизни как самой Орды, так и позднее в государствах-преемниках. Общины сайидов сохраняли сильное присутствие в Волго-Уральском регионе и особенно в Сибири, а их генеалогии подчеркивают особые связи со Средней Азией.
В дополнение к генеалогии сайидов, мы также можем включить в эту категорию генеалогии, показывающие происхождение от сахабов пророка Мухаммада (с.а.с.). Как и у сайидов, их родословные обычно проходят через Бухару. В нескольких линиях сайидов Волго-Уральского региона и Сибири прослеживается их происхождение от деятелей, живших в государствах-преемниках Золотой Орды, в частности, в Сибирском и Касимовском ханстве. В обоих регионах родословные документально подтверждают среднеазиатское происхождение этих семей.
В Волго-Уральском регионе до нас дошел ряд весьма похожих генеалогий, принадлежащих к роду Шах-Кула (Шакуловых). Это семейство жило в Касимовском ханстве в XVII веке. В их генеалогии утверждается, что они являются потомками Хусейна ибн Али (р.а.), перечисляются 39 поколений, начиная с предка племени курайшитов Абдул-Маннана.
Двадцатое поколение – Сайид Ахмад Хисарайи Ата, обосновался в Бухаре. Он связан с ясавитским деятелем, Хакимом Атой, и его потомки жили вдоль реки Амударья. Двадцать третье поколение, Сайид Мухаммад Бухари, также связан с этим городом, а его потомки жили в Бухаре, Индии и Синде.
Потомки брата Мухаммада Бухари, Сайида Махмуда, жили в Туркестане, Хоканде и Карши. Потомки двадцать восьмого поколения – Шах-Хана, жили в Дагестане, на Кубани и в Крыму. Потомки Шах-Бая, брата Шах-Хана, жили в «стране Булгар», Касимове, Астрахани и по Волге. Внуком Шах-Бая был Шах-Кул, от имени которого Шакуловы получили свою фамилию.
Еще более непосредственная связь со Средней Азией очевидна в генеалогиях сибирских сайидов, которые даже сегодня сохраняют важное место в религиозной жизни сибирских мусульман в качестве хранителей святынь, связанных с исламизацией Сибири. Эти генеалогии существуют в нескольких версиях, но обычно они связаны с периодом правления Кучум-хана (годы правления 1563-1581).
Брат Кучума, Ахмад-Гирей, обратился к хану Бухары с просьбой прислать шейхуль-ислама в Сибирь. Бухарский хан (в некоторых версиях его называют Абдуллах-ханом) послал некоего Ширбети-шейха, который приехал из Ургенча, в сопровождении других сайидов, и вместе они добились исламизации Сибири.
По одной из версий, сибирские шейхи заявляют о своем происхождении от ясавийского святого Сайида Аты. В исторических легендах сибирских татар две мусульманские династии, предшествовавшие русскому завоеванию, явно связаны с Бухарой.
Говорят, что в случае с чингизидом Кучумом он получил сильную поддержку от шейбанидских правителей Мавераннахра, в частности Абдуллы II (годы правления 1583–1598).
Точно так же несколько источников в западносибирских мусульманских рукописях рассказывают об истории династии Тайбугидов, которую сместил Кучум. Эти легенды имеют некоторые общие черты с рассказом о Шербети-шейхе и утверждают, что основатель династии Тайбугидов, Тайбуга бий, происходил из Бухары и был сыном тамошнего правителя. Тайбуга Бий привел с собой ряд религиозных ученых, которые распространяли ислам в Сибири.
В XVIII веке Герхард Миллер отметил присутствие семей сайидов в Сибири. Он включил в их число семьи сайидов, которые жили здесь до русского завоевания, и тех, кто прибыл из Средней Азии позже. К числу первых он причислял потомков Дин-Али Ходжи, который был родом из Ургенча, но приехал из Бухары вместе с Кучум-ханом.
Согласно легендам, записанным Миллером в XVIII веке, Дин-Али Ходжа был женат на дочери Кучума Нал-Ханше. Их дети основали линию сайидов в нескольких деревнях в окрестностях Тобольска.
Семьи сайидов из Средней Азии продолжали мигрировать в Сибирь после русского завоевания. Одной из самых известных семей сайидов в Сибири была семья Шиховых. Вероятно, в начале XVIII века основатель этого рода Абаз-Бакчи Шейх переехал из Сайрама в Тару.
Семья ведет свое происхождение от Зайна ал-Абидина, сына имама Хусейна, и считала себя потомками правителей Сайрама. Следует добавить, что ходжи из Волго-Уральского региона также присутствовали в Сибири.
В Петропавловске один из самых известных имамов этого города Сайфуллах бин Утаган утверждал, что происходит от сайидов. Точно так же члены семьи Шакуловых из Касимова обосновались в Таре как торговцы в 1780-х годах.
В России отдельные семьи, целые деревни или даже группы деревень могли претендовать на статус сайидов. А вот, например, жители села Коморгузя (тат. Комыгурҗа) Казанской губернии (ныне Атнинский район РТ) утверждали, что произошли от халифа Умара аль-Хаттаба (р.а.).
Самой крупной группой, которая могла претендовать на статус сайидов в России, по-видимому, был башкирский род сарт-айле, населявший части степей Зауралья.
Сарт-айлинцы утверждали, что их предком был бухарский сайид по имени Малек-ходжа, шестеро сыновей которого основали шесть деревень, населенных родом. Малек-ходжа считается человеком, принесшим ислам в этот регион.
Основные источники:
Исследования американского ученого Аллена Дж. Франка.
Автор: Дамир Гайнутдинов