• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как бухарская мода оказалась в России?

Время чтения: 5 мин
1671

Бухарская мода и особенности этнографических исследований татарской одежды

Одним из аспектов взаимоотношений Бухары и российских мусульман является сильное влияние бухарской материальной культуры на татар в XVIII-XIX веках, вплоть до 1920-х годов. Это влияние можно рассматривать как распространение «бухарской моды» среди российских мусульман.

В связи с активизацией торговых и религиозных контактов XVIII-XIX века были периодом повышенного религиозного, социального и экономического авторитета бухарцев в глазах российских мусульман. Поэтому подражание бухарской одежде, еде и религиозным обычаям среди российских мусульман не должны вызывать удивления.

В этот период для мусульман России одежда была важным инструментом демонстрации их религиозного статуса. Мусульмане явно демонстрировали свой особый статус исламской одеждой, но исламская одежда отнюдь не ограничивалась одеждой в бухарском стиле.

Актуально! В Узбекистане сняли запрет на ношение хиджаба

Тех, кто одевался как русские, часто подозревали в том, что они покинули свою общину и стали христианами. Мухаммад-Фатих аль-Ильмини, имам Самарской губернии, приводит наглядный пример в своем описании татарского военного по имени Юсуф Еникеев из Новоузенска, который жил со своей семьей в Ташкенте и приехал с визитом в село Алты-Аты:

«Юсуфа […] взяли в кадетский корпус, а потом вроде бы он стал офицером.

После женитьбы на Шамс-и Кахир, дочери Рахматуллы из Алты-Аты, они провели семь лет на военной службе с его семьей, были отправлены в Ташкентскую область и вернулись в Алты-Ату. Он провел несколько дней [там] в качестве гостя.

От брака у них родились сын по имени Мухаммад-Мубин и дочь. Они говорили между собой по-русски, и говорили по-русски со своими детьми; и поскольку их русская одежда была странной, жители пришли к выводу, что они стали христианами».

Согласно исследованиям американского ученого Аллена Франка, в татарской этнографической литературе, как правило, одежда как показатель религиозного статуса отдельно не изучалась. Также не было антропологических исследований костюма и одежды, сопоставимых с работами, очевидных для других регионов мира, включая мусульманский мир.

Исторические дискуссии о татарской одежде обычно ограничиваются оценками материальной культуры, где упор делается на физическое описание костюма, региональные различия, а также на технические аспекты производства тканей и одежды. Социальное значение одежды обычно подробно обсуждается только в описаниях одежды, которую носили во время ритуалов, особенно свадебных.

Роль этнографа заключалась в описании характеристик уникальной для татар одежды, которая демонстрируют их национальную уникальность как народа.

Это интересно! Читайте также: Почему Бухара имела особый престиж среди российских мусульман?

В связи с этим один ранний татарский национальный этнограф Гайнутдин Ахмаров резко критиковал Карла Фукса, который в 1844 году описал свадебные традиции татарских купеческих семей в Казани и зафиксировал сильное присутствие бухарского влияния в одежды и еде.

Ахмаров считал, что, описывая свадебные традиции казанско-татарской элиты, Фукс не отличал «чисто этнического» (чисто национального характера) от того, что было просто напылением искусственных среднеазиатских и «восточных» влияний.

Осуждая то, что он считал ограниченными способностями Фукса как этнографа, Ахмаров, тем не менее, признавал, что среднеазиатская мода была очень привлекательной для татар даже в начале XX века. Эта привлекательность основывалась на чувстве престижа Средней Азии среди российских мусульман:

Причина такой многослойности свадебных ритуалов в Казани [описанная Фуксом] (великолепные дары, необычайное количество подаваемых блюд и т. д.) заключается в том, что в течение долгого времени Казань служила местом для богатых мусульман из Азии, где они брали себе невест.

Бухарцы, сарты, среднеазиатские сибирские, оренбургские и астраханские татары приезжали с Нижегородской ярмарки на Булак [мусульманский квартал Казани] и вели дела с Казанью.

Калфак вместо хиджаба: что носили татарские женщины раньше?
Бытует мнение, что татарские бабушки не покрывались. Также, можно услышать, что хиджаб – чуждый для татарского народа обычай. Мол наши татарки в прошлом всегда одевались по-другому. Но так ли это в действительности?
14.01.2021
5086

Роскошные наряды и искусственная косметика казанских татарок восхищали азиатских купцов, которые в то время женились в Казани. Даже сегодня сибирские и оренбургские купцы женят своих сыновей в Казани. На свадьбу в Казань приезжают татарские купцы, торгующие по всей Сибири и Средней Азии.

Этот разнообразный элемент привнес в Казань различные ритуалы, поскольку свадебные ритуалы по большей части соответствуют вкусу жениха и воспроизводят его национальную принадлежность, его этническую среду и т. д.

Безусловно, к привлечению российских мусульман к бухарским товарам и их превращению в предметы моды и престижа, способствовала их широкая доступность в результате караванной торговли между Россией и ханствами Средней Азии. Имелся высокий спрос на ткани, одежду, обувь, косметику, украшения, коврики и сухофрукты.

Хиджаб – неотъемлемый атрибут татарской женщины
Что разительно отличает мусульманку от всех остальных? Носили ли раньше татарки хиджаб или щеголяли на улице с непокрытой головой? Что говорится в Благородном Коране о хиджабе для мусульманки?
09.02.2021
6486

Основные источники:
Исследования американского ученого Аллена Дж. Франка.

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle