• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Церемонии престолонаследия в Османской империи

Время чтения: 5 мин
3282

Восхождение на османский престол нового султана всегда было для турок важным поводом для празднований. Несмотря на то, что содержание обрядов менялось на протяжении всей истории, сам ритуал всегда сохранял свое важное значение.
На протяжении истории турки и их предки огузы отмечали смену и преемственность своего нового лидера различными церемониями.

В доисламскую эпоху они девять раз поднимали и опускали хана, который наследовал престол. Затем хан предлагал своим близким соратникам кумыс. Однако османы изменили ритуалы престолонасления, сделав их еще более сложными и демонстративными.

Согласно османской традиции престолонаследия, до конца XVI века все сыновья султана имели равные права наследовать трон. Сыновей отправляли в различные санджаки (административная единица в Османской империи) или административные подразделения в Анатолии, чтобы они могли получить опыт в управлении государством. Когда султан умирал, о смерти султана докладывали его сыновьям через посланников, посланных великим визирем.

Тот из сыновей, кого выбирали султаном, сначала прибывал в Ускюдар (ныне один из районов в азиатской части Стамбула, а в те времена поселок), а государственные сановники встречали его на галерах и лодках.

В то время как новый правитель переплывал из Ускюдара в Эминёню на галере, из Топхане (район Стамбула, где в те времена хранились пушки) производились церемониальные выстрелы из пушек. После высадки с галеры новый султан садился на лошадь и направлялся во дворец Топкапы в сопровождении тысяч солдат и придворных чиновников.

По мере продвижения процессии по городу люди выражали свою радость и молились. Они кричали: «Да пребудет с тобой Всевышний. Будь благословен наш султан и долго живи своим государством. Не возгордись, ибо Всевышний выше тебя».

Однако после правления султана Мехмеда III сыновей султанов перестали отправлять в санджаки, поэтому церемонии воцарения были изменены.

В этот период великие визири узнавали о смерти султана через главу дворцового гарема или главу евнухов, а он уже докладывал о ситуации другим государственным сановникам в Стамбуле.

Сановники приходили во дворец в траурных одеждах и начинали ждать нового султана в помещении Государственного совета или же в Зале для обрезаний.

Глава гарема (харем агаси) приходил в Шимширлик, что означает «клетка», где жили сыновья султана и посещал комнату того, кто должен был взойти на престол. Он сообщал преемнику о смерти отца и приглашал его занять престол.

После посещения тела своего отца, новый султан брал одной рукой главу гарема, а другой – главу оружейников, вместе они шли в Покои Хирка-и Шерифа – плаща, который носил пророк Мухаммад (с.а.с.).

По традиции великий визирь, шейхульислам, глава гарема и некоторые другие придворные также выражали свою преданность и почтение султану.

После этого начинались приготовления к публичной присяге новому султану, который назывался джюлюс. Тешрифатчибаши, который являлся должностным лицом протокола, приглашал людей на тронную церемонию с присягой, одну из главных церемоний восшествия на престол.

Приглашение также отправлялось новому султану. Затем султанский трон устанавливали перед Воротами Благоденствия (Бабюссааде). Когда главный слуга расставлял всех в соответствии с их положением, глава Ворот Благоденствия сообщал султану, что все приготовления завершены.

Мир мечетей Стамбула: секреты их поразительной устойчивости
Один из мудрых мира сего сказал, что если бы его воля, то столицей мира был бы Стамбул – уникальный город, расположенный в двух частях света Европе и Азии. Другого такого символа единения двух миров попросту не существует.
28.04.2021
2274

Глава гарема брал одну руку султана, а глава Ворот Благоденствия и глава оружейников вместе брали другую. Они шли к трону, и а затем новый султан махал рукой людям, собравшимся на площади.

Начиная с накиб аль-ашрафа, предводителя сайидов, то есть потомков Пророка (с.а.с.), все выражали почтение покойному султану. Церемония заканчивалась после выражения почтения тешрифатчибаши.

После церемонии во дворце новый султан готовился к шествию, своему первому публичному мероприятию. Османские султаны опоясывались мечами пророка Мухаммада (с.а.с.), халифа Умара (р.а.) и Халида ибн аль-Валида (р.а.), султана Османа I и Селима I. Например известно, что султан Мурад IV был опоясан мечами Пророка (с.а.с.) и Селима I. Церемония опоясывания мечами в Османской империи является эквивалентом церемонии коронации в европейских королевствах.

Султаны, унаследовавшие трон, давали так называемые «джюлюсские» деньги солдатам и государственным сановникам в качестве поощрения при вступлении на престол и повышения их жалованья. После этого изготовлялась печать с именем нового султана, которая называлась «мюхр-и хюмайун».

Одна из этих печатей вручалась прежнему великому визирю или новому великому визирю, назначенному султаном. Султан объявлял о своем вступлении на трон, отправив ферманы со своей тугрой (подписью османского султана) в другие страны. Послы зарубежных стран приезжали поздравить восшествие на престол и встречались особыми церемониями.

Первый пятничный намаз султана тоже представлял собой большую церемонию. Обычно он совершал намаз в мечети Айя Софья. На эту церемонию собиралась публика, желавшая увидеть нового султана.
О восшествии на престол нового султана народу объявлялось выстрелами из пушек и глашатаями, совершавшими поездки по городу.

Как Айя София была превращена в мечеть?
Собор Святой Софии (Айя София) был самой большой церковью, построенной в Восточной Римской империи. Когда она только была построена, то называлась Megale Ekklesia (Великая церковь). Начиная с V века, она стала известна как Айя-София.
17.06.2021
2738

По ситуации в другие регионы страны отправлялись гонцы. После того, как османы начали использовать телеграф, его также использовали для информирования о новом султане. После султана Махмуда II годовщину восшествия на престол начали отмечать фестивалями.

Когда становилось известно о восшествии на престол нового султана, по всей империи организовывались большие фестивали.  А в 25-ю годовщину восшествия на престол султана Абдулхамида II города империи были украшены часовыми башнями.

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle