• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Конфликты в Центральной Азии: Позиции основных внешних игроков

Время чтения: 3 мин
5513

Россия – традиционный партнер стран региона в области безопасности и ведущая страна-участница ОДКБ, обладающая самым крупным и боеспособным контингентом в Центральной Азии. До сих пор для Кыргызстана и Таджикистана Россия во многом остается ключевым гарантом политической стабильности.

На данный момент Россия опасается серьезного обострения конфликтов в регионе, включая возможную военную конфронтацию, поскольку это вынудило бы её реагировать, а значит, подвергаться дополнительным рискам вплоть до вовлечения в вооруженное противоборство. Тем более, что три из пяти государств Центральной Азии являются членами ОДКБ, перед которыми у России есть обязательства по защите в случае внешней агрессии.

В последние годы при обострении внутриполитической ситуации, как это было во время ошских событий, когда временное правительство Кыргызстана просило Россию вмешаться, Москва старается дистанцироваться от прямого воздействия на конфликт.

При этом Россия, оказывающая странам Центральной Азии серьезную финансовую и техническую помощь, по целому ряду важнейших показателей начала терять свои позиции. Ухудшение экономической ситуации и перспектива медленного роста в ближайшие годы не способствуют укреплению связей России с Центральной Азией, поэтому, скорее всего, она и дальше будет уступать Китаю место главного экономического партнера региона.

Китай – на сегодняшний день крупнейший экономический игрок в Центральной Азии, которая испытывает серьезные проблемы с привлечением иностранных инвестиций.

Россия в силу внутренних проблем в ближайшее время не сможет оказывать существенную экономическую помощь странам Центральной Азии. Инвестиционная привлекательность региона для Европейского союза, США или Японии весьма сомнительна. В этих условиях Китай, обладающий достаточными финансовыми ресурсами и готовый работать в условиях региона, становится практически безальтернативным экономическим партнером.

Развивая экономическое сотрудничество, Китай не объявляет страны Центральной Азии сферой своих особых интересов и не проявляет особой активности в области безопасности, предпочитая работать в рамках уже существующих форматов, прежде всего Шанхайской организации сотрудничества, инициативы которой в основном связаны с антитеррористическими действиями. Тем не менее Китай готов защищать свои экономические позиции в регионе, и у него есть потенциал для того, чтобы играть определенную роль в сфере безопасности.

США и Европейский союз. Для Вашингтона и Брюсселя конфликты в Центральной Азии в настоящее время не представляются приоритетной проблемой. Для европейцев гораздо важнее ситуация в Восточной Европе, на Ближнем Востоке и Северной Африке.

Американцы пытаются сформулировать новые принципы внешней политики на фоне прихода к власти новой администрации. Тем более, что по мере сокращения военного присутствия США и НАТО в Афганистане значение Центральной Азии в стратегических расчетах уменьшается.

К тому же США и Европейский союз осознают масштабный геополитический сдвиг в Центральной Евразии, результатом которого становится ослабление связей с евроатлантическим сообществом на фоне усиления влияния Китая.

Турция и Иран ориентированы на решения своих внешнеполитических задач к тому же серьезно увязли в событиях в Сирии и Ираке, поэтому Центральная Азия с ее конфликтным потенциалом также ушла для них на второй план.

Афганистан традиционно рассматривается как потенциальный источник угроз для Центральной Азии в свете перманентной неспособности властей этой страны установить эффективный контроль над всей территорией. К счастью, на данный момент экстремистская угроза со стороны Афганистана контролируется и сдерживается к югу от границ Центральной Азии.

Тем не менее сама угроза существует, и радикальные группировки могут воспользоваться кризисом, вызванным экономическими проблемами, политическими репрессиями, сменой руководства или какими-то другими событиями, для активизации своей деятельности. Однако необходимо понимать, что эта угроза носит вторичный характер, в то время как главные источники угроз для безопасности в Центральной Азии находятся внутри региона.

Артем Данков – доцент кафедры мировой политики Томского государственного университета, "Конфликты на постсоветском пространстве: перспективы урегулирования и роль России".

Социальные комментарии Cackle