Иран: как работает "пиратский" фастфуд в одной из самых закрытых стран мира
Сорок лет назад открытие франшизы KFC в Тегеране было признаком прогресса. Сегодня это незаконно.
До революции 1979 года столица Ирана Тегеран была космополитическим городом с западными влияниями: секуляризмом, мини юбками и сетями быстрого питания, такими как McDonald's и Kentucky Fried Chicken. Но новый правитель, Аятолла Рухолла Хомейни, настаивал на возвращении к исламским ценностям и ликвидации американского влияния. В результате американские франшизы внезапно оказались контрабандой.
Разорвав свой западный союз, Иран превратился в изолированную нацию, ориентированную на традиционализм и преследуемую полицией морали. Однако большинство иранцев по-прежнему ценят западную культуру. Вот почему сейчас в Иране существуют десятки подделок, от Mash Donald’s до Sheak Shack, которые воспользовались враждебным отношением к американскому фаст-фуду, чтобы продавать гамбургеры, картофель фри и буррито.
В 1990-х годах иранские предприниматели, вдохновленные успехом фаст-фуда за рубежом, открыли имитацию в Тегеране. Позже они расширились до средних по размеру городов страны. Фаст-фуд стал для иранцев еще одним способом познать внешний мир.
«Иранцы устали от ограниченного числа вариантов еды и искали возможность быстро перекусить», - поясняет Холли Дагрес, ирано-американская журналистка и аналитик, куратор информационного бюллетеня «The Iranist» («Иранист»). «Фастфуд казался лучшим вариантом, особенно с учетом того, что многие иранцы едут в Дубай и пробуют там еду в американских ресторанах быстрого питания», - говорит она.
В начале волны быстрого питания в 1990-х годах эти рестораны считались престижными. «Не каждый иранец может позволить себе бургер, который стоит почти так же, как блюдо из кебаба», - отмечает Дагрес.
В течение следующих нескольких десятилетий тренд подражания превратился в прямое поглощение: Mash Donalds (оригинал - McDonald’s), Subways (оригинал-Subway), Boof Burger (Beef Burger), Sheak Shack (Shake Shack), Pizza Hat (Pizza Hut). Названия пунктов меню были скорректированы так, чтобы они соответствовали богатству гласных на персидском языке. В иных случаях традиционные ингредиенты смешивали с западным форматам, чтобы создавать уникальные блюда. Например, буррито в лаваше, фаршированное джудже (куриным) кебабом, овощами на гриле, шафрановым рисом и желтым изюмом.
«Фаст-фуд в Иране во многом из других стран и культур», - говорит энтузиаст быстрого питания из Тегерана Махан Каземи. Хотя люди высоко ценят западную культуру, санкции, тарифы и враждебность правительства лишают иранцев известных брендов и международной кухни. В частности, они не могут открыть подлинную франшизу сети заведений быстрого питания KFC. Ответ иранцев - имитация через фастфуд.
В большинстве стран таким рестораторам нужно побеспокоиться о судебных исках со стороны крупных фаст-фуд-брендов. Но туманные отношения Ирана с США дают этим предпринимателям определенные рычаги воздействия.
Юристы McDonald’s могут использовать правовые инструменты, чтобы закрыть Mash Donalds. Иран может не входить во Всемирную торговую организацию, но Иранское ведомство по патентам и товарным знакам является частью Всемирной организации интеллектуальной собственности и Мадридского протокола, и в Иране есть специальные суды, которые рассматривают эти дела.
«Ничто в существующих санкциях не мешает американской компании зарегистрировать товарный знак в Исламской Республике», - утверждает партнер по интеллектуальной собственности юридической фирмы Culhane Meadows в Нью-Йорке Дэвид Джейкоби. Управление по контролю за иностранными активами правительства США, по его словам, имеет генеральную лицензию, посредством которой американские компании могут принимать меры для защиты своих прав интеллектуальной собственности в Иране. В частности, в 2010 году Baskin Robbins удалось закрыть 5 пиратских франшиз.
Но такие случаи редки, так как дисфункциональные ирано-американские отношения делают защиту интеллектуальной собственности сетей быстрого питания в Иране невозможной. Партнер юридической фирмы Culhane Meadows Фелисия Трауб поясняет, что Иран может не разрешить регистрацию любого знака, который мог бы претендовать на регистрацию в другом месте». Она, в частности, приводит в пример отказ Исламской Республики от товарных знаков с женскими портретами.
Иранцев, стоящих в очередях за Sheak Shack и Subways, больше беспокоит иранское правительство. По словам Дагреса, иранские сети быстрого питания, «имитирующие имитацию», являются «символом американского культурного империализма, который был одной из движущих сил революции 1979 года». Власти Ирана могут закрыть их за пропаганду гарбзадеги, что на персидском языке означает «западничество», «западопоклонничество», «евромания».
Владельцы ресторанов пытаются соблюсти баланс: имитируя западные сети в достаточной степени, чтобы привлечь иранцев, которые хотят попробовать эти бренды, но не настолько, чтобы правительство обвиняло их в развращении и вестернизации страны.
«Всегда где-нибудь появляется ресторан быстрого питания», - говорит Дагрес. Многие иранцы относятся к фаст-фуду как к новинке, они предпочитают гамбургеры и буррито на вынос, а не проводить часы на кухне. «Иранские франшизы, такие как Boof и Apache, конкурируют друг с другом, но их больше беспокоит, что завтра откроется оригинальная западная франшиза», - поясняет Дагрес.
«Если McDonald’s откроется, иранцы, скорее всего, никогда не вернутся к иранской сети, – говорит она. - Необязательно потому, что McDonald’s вкуснее, а потому, что он модный и западный».
Ирану предстоит пройти долгий путь, прежде чем он сможет восстановить свои отношения с Западом, и это зависит от политической воли с обеих сторон. А пока обычные иранцы просто хотят получить ведро картошки фри и насладиться едой, которую они жаждут сильнее всего.
Фото: atlasobscura.com
Islam-Today