• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Идеологические истоки группировки ИГИЛ

Время чтения: 3 мин
9930

Идеология ИГИЛ своими корнями уходит в глубину веков и основывается на трудах ряда псевдоученых, на почве которых произросла не одна шайка террористов.

Идейные истоки ИГИЛ, «Братьев-мусульман» (обе организации запрещены на территории РФ - прим.ред.) и других радикальных группировок – это учение египетского философа Сайида Кутба, изложенное в многотомной комментарии к Корану «Под сенью Корана» и в других трудах. Об этом заявляет известный мусульманский богослов Усама Аль-Азхари (действующий советник президента Египта по религиозным вопросам) в своей книге «Явная истина в ответ тем, кто играет с религией и прикрывается ею», презентация которой прошла осенью этого года.

Так, автор указывает, что единственными предшественниками Сайида Кутба по вопросу "аль-хакимия" – согласно которой мусульмане обязаны жить только при шариатской судебной системе, нарушение чего считается выходом из ислама и приравнивается ширку – являются хариджиты.

Известно, что вопрос шариатской судебной системы является одним из основных отличительных черт хариджитской секты от традиционного ислама. В доказательство в книге «Ясная истина…» приводятся мнения известных авторитетов, начиная от сподвижников и заканчивая современными учеными, убеждения которых противоречат принципу "аль-хакимия", выдвинутого Сайидом Кутбом. Таким образом сами мусульманские богословы признают, откуда исходит проблема радикализма.

Читайте также: Кто такие хариджиты, и кем они приходятся ИГИЛ?

Несомненно, в идеологии радикальных группировок также присутствует связь с таким направлением, как ваххабизм, который восходит к учению ибн Таймии. Однако египетский автор обходит этот вопрос в своей книге очень мягко и главным источником всех проблем считает теорию Сайида Кутба, идеолога «Братьев-мусульман». Об этом на V научном форуме «Ислам в мультикультурном мире» рассказали российские эксперты.

По мнению докладчиков, идеологически ИГИЛ ближе всего к крайним ваххабитам (салафия джихадия), которые твердо поднимают вопрос «джихада» и обязательности ведения военных действий против «сил неверия». Под «силами неверия» в их понимании обозначаются «вероотступники» и те «мусульмане, которые попали под влияние западных держав».

В целом, идеологические корни ИГИЛ – это смесь учения Сайида Кутба, в частности, принципа аль-хакимия и крайнего ваххабизма (ибн Таймия), уверены эксперты. Однако сами террористы прямо не называют своих идейных учителей, так как стремятся выставить себя «исламским государством» (самоназвание террористического квазигосударства ИГИЛ), имеющим отношение ко всей «мусульманской умме». 

Так, в июне текущего года в «Твиттере» появился игиловский журнал «Исток» на русском языке (аналог англоязычного издания «Дабик»). Профессиональные русскоязычные авторы из числа представителей ИГИЛ в своих статьях используют цитаты из хадисов и ссылки на труды многочисленных общемусульманских богословов и ученых. То есть через игиловский журнал ведется пропаганда «джихада» и законности «халифата» на понятном всем языке, целью которой является практический поиск и привлечение на сторону ИГИЛ большего количества потенциальных сторонников.

Таким образом, несмотря на то, пропагандистская машина группировки пытается связать себя с традиционным исламом, корни ИГИЛ остаются прежними – это псевдоучение Сайида Кутба и авторитетов крайнего ваххабизма (салафия-джихадия) Мухаммеда ибн аль-Ваххаба и ибн Таймии.

Лейсан Тимергалиева, по материалам V научного форума «Ислам в мультикультурном мире»

Социальные комментарии Cackle