В мире / Арабский мир и Африка

Саудовская Аравия сегодня - что мифы, а что реальность. Часть 2

9121

 

Саудовская Аравия сегодня - что мифы, а что реальность. Часть 2

Саудовская Аравия сегодня - что мифы, а что реальность. Часть 2

 

Власти (Саудовской Аравии) отлично сознают важность не только материального, но и интеллектуального развития общества. Так, по инициативе наследного принца, ныне короля, Абдаллы ибн Абдель Азиза, в средних школах в рамках «национального проекта принца Абдал­лы» в 1990-е годы начата полная компьютеризация национальной системы образования, а также изменена программа обучения. В ней предусмотрено увеличение часов на изучение точных наук и возможность выбора учащимися курсов по собственным интере­сам. Это прямо противоречит традиционной методике обучения, в основе которой лежит преобладание религиозных дисциплин, зуб­режки и послушания учителю.

В то же время сохраняет остроту проблема рабочей силы. Национальная экономика возникла и обрела свое нынешнее каче­ство при непосредственном и существенном участии иностранной рабочей силы. Иностранные работники различных специальностей и уровней квалификации присутствуют в королевстве на времен­ной и постоянной основе, составляя четвертую часть населения и половину рабочей силы. В 2009 г. численность населения состав­ляла 25 373,5 тыс. человек, из них саудовцы - 18 543,2 тыс., несаудовцы - 6830,3 тыс. Численность самодеятельного населения соответственно - всего 8611,0 тыс. человек, саудовцы -4286,5 тыс., несаудовцы - 4324,5 тыс. Ситуация на рынке труда государственных служащих регулируется министерством граж­данской службы, для работников частного сектора существуют биржи труда. В принятом в 2005 г. новом законе о труде преду­сматривается приоритет коренных граждан страны при приеме на работу. В соответствии с целями Восьмого пятилетнего плана на­мечается оптимизировать использование иностранной рабочей си­лы не только за счет ее «саудизации», которая идет медленно и непросто. Увеличение числа рабочих мест для быстро растущего коренного населения - эта цель остается одной из важных в ходе социально-экономического развития, в частности для снижения уровня безработицы. В то же время планируется как ограничение найма иностранцев на некоторые специальности и в некоторые производства, так и более широкое использование новейших, ме­нее трудоемких технологий.

Контроль государства реально распространяется и на неэко­номические сферы жизни. В соответствии с решениями властей развивается общественная жизнь, действуют многочислен­ные профессиональные и общественные организации, созданы начала демократических институтов власти (Консультативный со­вет, муниципальные органы власти). В условиях ускоренного социально-экономического развития они принимают на себя ранее несвойственные им функции - формирования современного миро­восприятия, новой трудовой этики. Модернизация социально-экономической жизни страны в 1970-1990-е годы привела к возникновению качественно новых условий труда и жизни. В сау­довском обществе ввиду стремительного повышения уровня и качества жизни не только верхов, но и широких народных масс возникла тенденция потребительского отношения к жизни, ее смысл стал видеться не в том, чтобы производить, а в том, чтобы потреблять без приложения для этого особых усилий. Эта тенден­ция накладывалась на давнее традиционное мировоззрение кочев­ника в условиях натурально-патриархального хозяйствования. Пе­ремещению саудовцев в материальном отношении из условий доиндустриального уклада в индустриальный не соответствовали их поведенческие стереотипы со склонностью минимизации тру­довых усилий в скудных условиях пустыни. Присутствие на постоянной основе миллионов иностранных работников воспри­нимается значительной частью населения в качестве естественного процесса, усиливая иждивенческие настроения и упования на без­условную помощь государства. Немалая часть коренных жителей До сих пор пренебрегает «непрестижными профессиями», предпо­читая канцелярскую работу государственного чиновника, службу в армии и полиции, где полученное современное образование оста­ется необходимой формальностью.

Следует особо отметить усилия, которые государство в последние десятилетия прилагает для повышения статуса женщины в саудовском обществе, развивая женское образование и позво­ляя молодым женщинам (в сопровождении родных) выезжать для обучения за границу. Доля женщин в общей численности рабочей силы еще невелика, в 2009 г. - 16,5%, однако в некоторых сферах и отраслях экономики она заметно растет (здравоохранение, на­чальное образование, предпринимательская деятельность). Женщины занимают должности низшего и среднего уровня в государ­ственном аппарате (министерствах иностранных дел, здравоохра­нения, университетах). По оценкам, в стране насчитывается около 3 тыс. женщин, занятых крупным и средним предпринимательст­вом. Несколько женщин входят в Советы торгово-промышленных палат Эр-Рияда и Джидды, некоторые входят в число богатейших людей страны. Следуя курсом «саудизации», правительство наме­рено создавать новые рабочие места специально для женщин, в том числе в сфере промышленности.

Потенциальным источником роста социальной напряженно­сти могут стать проблемы демографии. Доля молодежи в саудов­ском обществе уже сейчас крайне велика. При ежегодном росте населения в 2,3% молодые люди в возрасте до 15 лет составили в 2009 г. 8,11 млн. человек, или 31,97% всего населения; следующая возрастная группа 15-39 лет составляет 11,58 млн. человек, или 45,66%. В последнее десятилетие власть озабочена не только проблемами адаптации молодого поколения саудовцев к реалиям жизни современного общества, но и более конкретными вопроса­ми обеспечения жизненных потребностей, создания рабочих мест и направления нарастающего недовольства молодого поколения в безопасное русло. Решение этой задачи было и остается преиму­щественно делом государства.

Итак, на первый взгляд опыт развития Саудовского королев­ства за последние десятилетия свидетельствует о закономерности, казавшейся либералам всех оттенков абсолютной: развитие капи­талистических начал в социально-экономической жизни с неиз­бежностью влечет за собой демократизацию. Но это не совсем так. Демократизм в Саудовской Аравии имеется, но он иной природы, чем западный: он основывается на традициях племенной демокра­тии и воле государства к построению более справедливого обще­ства. Сложившаяся за полвека политическая система государства закреплена в принятых в 1992 г. основных Актах (basic Acts), ставших, по существу, конституцией страны. В соответствии с ни­ми Королевство Саудовская Аравия есть арабское исламское госу­дарство, конституция - Священный Коран и Сунна Пророка, язык - арабский, столица - Эр-Рияд. Система правления в Саудовской Аравии монархическая, с правящей династией, осно­ванной королем Абдель Азиз ибн Абдель Рахман Аль Саудом, во главе с сыновьями его сыновей. Источником власти режима явля­ется Священный Коран и Сунна Пророка, которым должны соот­ветствовать другие законы.

 

Саудовская Аравия сегодня - что мифы, а что реальность. Часть 2

Саудовская Аравия сегодня - что мифы, а что реальность. Часть 2

Объем добываемой нефти остается на высоком уровне, принимаются ме­ры для увеличения ежедневного уровня добычи ради удовлетворе­ния спроса со стороны растущих потребностей Китая и Индии

 

Яркими примерами отнюдь не формального значения этой статьи о важности религиозного фактора стали санкции верховно­го муфтия королевства в 1979 г. о разрешении использовать воен­ную силу для освобождения захваченной мятежниками Большой мечети в Мекке или в 1991 г. о разрешении военных действий про­тив режима Саддама Хусейна совместно с немусульманами (точно так же, как полвека назад фетва верховного муфтия позволила ко­ролю Абдель Азизу начать использовать в стране радиосвязь). В то же время в последние десятилетия все зримее становятся противо­речия между реалистическим и прагматическим курсом власти и ультраконсервативными взглядами части улемов. Стало известно о смещении некоторых имамов, осуждавших в своих проповедях действия правительства, о закрытии газеты «Муслимун», выра­жавшей крайние фундаменталистские взгляды, об арестах религи­озных активистов, публично выражавших недовольство властями.

Раздел о государстве Основного закона содержит положения о почти абсолютной власти короля, который является и главой правительства, верховным главнокомандующим, назначает мини­стров и высших чиновников, созывает и распускает Консультатив­ный совет (Маджлис аш-шура). Одновременно отмечено, что маджлис (совет) короля и маджлис наследного принца будут от­крыты для всех граждан, дабы каждый мог использовать свое пра­во обсуждения с органами власти любых вопросов.

Важным и уникальным элементом саудовской государствен­ности является нахождение на территории страны святых мест ис­лама - Большой мечети в Мекке и мечети Пророка Мухаммада в Медине. И в Основном законе заявлено: государство сохраняет и обеспечивает две Святые мечети, гарантируя безопасность для па­ломников.

В разделе «Права и обязанности» отмечено, что государство защищает права человека в соответствии с нормами исламского шариата. Там же подробно обозначены обязательства государства в социальной сфере: социальная защита подданных и их семей, предоставление возможностей для труда, защита прав трудящихся и предпринимателей, обеспечение образования и борьба с негра­мотностью, предоставление медицинских услуг каждому поддан­ному. Определены и обязательства государства в сфере культуры: государство уделяет большое внимание науке и искусству. Оно поощряет научные исследования, сохраняет арабское и исламское наследие и принимает участие в развитии арабо-исламской и об­щечеловеческой цивилизаций. Заявлено, что средства массовой информации должны действовать для просвещения масс и укреп­ления национального единства в соответствии с традициями и за­конами государства. Примечательно, что в современных условиях «культурного вызова» и экспансии западной массовой культуры саудовское государство готово противостоять им. По словам док­тора Абдаллаха ибн Абдель Мухсена ат-Турки, для защиты «своей социальной и культурной самобытности от произвола западной культуры» необходимо «придерживаться Божественного руково­дства, Корана и Сунны Пророка, основ и принципов шариата, гор­диться своей религиозной и культурной самобытностью и при­держиваться ее на практике. Эта самобытность гарантирует... почетное место в том, что касается прав человека в международ­ном сообществе». По мнению отечественных арабистов, культур­ная политика государства имеет четко выраженные ориентиры, осуществляется целенаправленно и неуклонно, «отсеивая» те эле­менты современной западной культуры, которые не соответствуют мусульманской и арабской идентичности.

Вместе с тем верность традициям в понимании саудовских властей вовсе не противоречит продолжению перемен. В мае 2003 г. король Фахд в речи, обращенной к членам Консультатив­ного совета, заявил: «Мы стремимся к тому, чтобы наши внутрен­ние дела стали объектом нашего собственного реформирования... Мы будем пересматривать законы и указы, с тем чтобы расширить участие народа в принятии правительственного решения. В рамках благородных шариатских установок мы откроем более широкие горизонты для женщин».

По инициативе нынешнего короля Абдаллы был создан Центр национального диалога имени короля Абдель Азиза, значе­ние которого состоит в установлении регулярного диалога и взаи­модействия общества и властей - при отсутствии «нормативных» по западной модели институтов демократического общества. По сути дела, создание Центра национального диалога можно в рав­ной степени назвать и инициирующей реформой, поскольку обще­ство в целом пока еще не готово жить по западным принципам де­мократизма, и санкционирующей реформой. Дело в том, что в январе 2003 г. 115 представителей саудовского «нового класса» из энергичных и инициативных предпринимателей и интеллектуалов, получивших высшее образование на Западе, подали членам семьи Саудидов петицию «Видение настоящего и будущего родины», в которой предлагалось продолжение реформ в сфере политической жизни как альтернатива назреванию новых проблем. В феврале 2004 г. появился новый документ такого рода «Вместе по пути ре­форм», который подписали уже 905 представителей разных слоев саудовского общества. Авторы обоих документов, предлагая вла­стям в лице правящей династии диалог, в качестве базы для диало­га видели существующую систему государственности в единстве системообразующих начал — монархического, исламского и пле­менного. Тем не менее часть лиц, подписавших второй документ, была арестована. Тем самым власть четко определила пределы, в рамках которых она готова вести диалог с обществом.

Семья саудидов показала, что не намерена уступать свое господствующее положение и делегировать даже часть своих пре­рогатив единственного «политического класса» возникшему в ре­зультате модернизации «новому классу». Например, нынешний наследник престола принц Султан ибн Абдель Азиз занимает должности министра обороны и авиации, генерального инспектора вооруженных сил, возглавляет Высший комитет совета исламского призыва, Высший совет мусульманских дел королевства, правле­ние государственной корпорации по гражданской авиации, прав­ление государственной корпорации «Саудовские авиалинии», Высший комитет по экономическому развитию, государственный комитет по стратегическим запасам, Высший комитет по политике в области образования, Межведомственный комитет по админист­ративному устройству, Комиссию по изданию всемирной арабской энциклопедии, Национальный комитет охраны природы, Гене­ральную компанию военной промышленности, Генеральный комитет по делам туризма, является заместителем председателя Совета национальной безопасности, Высшего совета по нефти и минеральным ресурсам, Высшего совета по инвестициям, Высше­го экономического совета, Высшего совета королевской семьи. Он также руководит созданным в 1995 г. Благотворительным фондом имени Султана ибн Абдель Азиза, который поддерживает различ­ные образовательные, медицинские, научные, социальные и куль­турные проекты в королевстве и других странах.

 

Саудовская Аравия сегодня - что мифы, а что реальность. Часть 2

Саудовская Аравия сегодня - что мифы, а что реальность. Часть 2

Семья саудидов показала, что не намерена уступать свое господствующее положение и делегировать даже часть своих пре­рогатив единственного «политического класса» возникшему в ре­зультате модернизации «новому классу».

 

Объективно главной задачей нынешнего режима является поддержание стабильности в обществе и устойчивого экономиче­ского развития страны. Непременное условие этого - сохранение существующего государства. Опыт большинства стран Востока, успешно проведших модернизацию в XX в., свидетельствует, что ее завершающим этапом становились кардинальные перемены в политической жизни, которые приводили политическую систему в соответствие с изменившимися социально-экономическими ус­ ловиями, сохраняя при этом на вершине власти правящие и гос­подствующие группы. Секрет такой политики сформулировал в конце XIX в. английский правовед У. Беджгот. Он утверждал: «Наши государственные деятели должны руководить обществом, а не давать обществу руководить собой». Но как этого добиться? У. Беджгот советует правящему и господствующему слою: «Пока низшие классы не научились действовать сообща, есть еще воз­можность предотвратить это, а предотвратить можно только вели­чайшей мудростью и величайшей предусмотрительностью со сто­роны высших классов. Они должны избегать не только всякого зла, но и всякого подобия зла; пока власть еще принадлежит им, они должны устранять не только все действительные обиды, но, где это возможно, и все кажущиеся. Они должны добровольно удовлетворить всякое требование, которое может быть удовлетво­рено мирным путем, чтобы не пришлось удовлетворить против воли такое требование, которое может нарушить спокойствие страны». Глава Консультативного совета С. ибн Хамид не случай­но отмечал, что процесс реформ и развития в королевстве опреде­ляется тщательно продуманным и взвешенным планом короля, который исходит из «потребностей нынешнего этапа и степени эволюции саудовского общества. Мы не стремимся перепрыгивать через этапы реформ, чтобы не споткнуться о первое же препятст­вие». Очевидно, что уже не одна мечеть, но государство при опоре на мечеть способно предотвратить раскол саудовского общества по вопросу о продолжении процесса модернизации.

 

* * *

Таким образом, в процессе модернизации саудовского обще­ства государство было не только главным и решающим субъектом перемен, инициируя, направляя и регулируя процесс ускоренного развития. На различных этапах этого процесса оно устанавливало соотношение традиционных и современных начал, соизмеряя их роль и важность с переменами в самом обществе и в мире. Госу­дарство формировало современное состояние всех сфер жизни общества - экономической, социальной, политической и культур­ной. Оно же, естественно, сохраняет и пытается сохранить в даль­нейшем контроль над этими сферами. А что же само саудовское общество? Оно не просто делегировало свои полномочия государ­ству, приняв принцип патриархальности в отношениях «государ­ство-общество». Арабо-мусульманская цивилизация сформирова­ла иную, чем западная, европейская христианская цивилизация, модель «государство-общество», в которой сохраняется религиоз­ная основа общественной жизни, за источником власти и права признается божественная природа. И в условиях стремительной по историческим меркам модернизации, не пережив ни своего Ренес­санса, ни Просвещения, ни великих революций, которые на Западе отвергли Традицию, создали иную систему ценностей, сформиро­вали рациональную и прагматическую основу общественной жиз­ни, саудовцы смогли сохранить основы своей Традиции. И оказа­лось, что эти традиционные основы до поры до времени вполне могут сочетаться с новейшими материальными достижениями ка­питалистической формации.

Конечно, в начале XXI в. в условиях глобализации в саудов­ском обществе назревает противоречие между объективной необ­ходимостью его вхождения в мировое сообщество и стремлением части общества отгородиться от нарастающих перемен и замк­нуться в пределах традиционной культуры и привычного уклада жизни. Едва ли это противоречие может исчезнуть или разрешить­ся само собой. Но показательно, что основная масса населения страны - богатые и бедные, консерваторы и реформаторы - равно заинтересованы в сохранении ведущей роли государства в общест­венной жизни. Поэтому государство в Саудовской Аравии, сыграв исторически необходимую и важнейшую роль агента и локомоти­ва модернизации, в начале XXI в. сохраняет свое значение в каче­стве инициатора и регулятора модернизации, имея в виду не просто аппарат власти, а государство как «сумму иерархий» (Ф. Бродель) - политической, экономической, социальной, куль­турной и религиозной. Вероятно, что в будущем при проведении новых реформ власть будет исходить не столько из принципа эффективности, сколько из принципа стабильности, стремясь к возможной «гармонии интересов» различных социальных сил в обществе.

Государство вынуждено изменяться, так как изменилось саудовское общество, изменился и быстро меняется внешний мир, от которого в условиях глобализации невозможно отгородиться. Но в ходе модернизации в обществе сохраняется прочная социаль­ная, культурная и религиозная преемственность по отношению к историческому опыту, который не прерывался. Такая надежная опора может существенно помочь усилиям государства при прове­дении новых реформ. Ведь и в наши дни, вступая в общение с го­сударством, жители королевства независимо от происхождения и социального положения ориентируются не на ключевые государ­ственные институты и законы, а на «ключевую фигуру» члена семьи Ааль Сауд. Прошлое там не оставлено во вчерашнем дне.

Представляется, что в Саудовской Аравии окрепнут и разо­вьются те тенденции в экономической жизни, которые проявились в 1990-е годы: возрастание самостоятельности частного сектора и сотрудничество государства с частным капиталом на равноправ­ных началах в рамках системы «экономика развития» - уже не «экономика потребления» и еще не «экономика знаний». В соци­альной жизни государство обречено сохранять за собой те обяза­тельства, которые были приняты в правление королей Фейсала, Халеда, Фахда и Абдаллы, закреплены в статьях Основного зако­на. В социальной и политической сферах можно ожидать нараста­ния противоречий между ожиданиями перемен со стороны образо­ванной саудовской молодежи и стремлением консервативных сил сохранить в целостности нынешний уклад жизни. Пока власть дальновидно идет на уступки, используя метод санкционирующих реформ, признавая законность тех преобразований, которые уже возникли и укрепились в обществе. Вместе с тем не определилась тенденция к уменьшению роли государства как полновластного регулятора всей общественной жизни и единственного реформато­ра. Видимо, часть этих функций примет на себя модернизирую­щееся саудовское общество.

«Восток (Опет)», М., 2011 г., № 5, с. 84-96.

НАЧАЛО: Политика, экономика и население Саудовской Аравии. Часть 1-я 

Социальные комментарии Cackle
Home