Чак-чак и мишти дой: сладкое путешествие по мусульманскому миру
По последним оценкам экспертов, в мире проживает порядка 1,8 миллиарда мусульман. Учитывая, что мусульманская община – одна из самых быстрорастущих, то можно с полной уверенностью сказать, что культура, язык, история и национальные блюда мусульманских народов поражают своим богатством и разнообразием. Давайте вместе совершим небольшое, но очень вкусное путешествие по странам исламского мира и попробуем традиционные национальные блюда.
Малазийские мусульмане
Малайзия является одной из крупнейших мусульманских стран в мире – более 60% населения исповедуют ислам (а это на сегодняшний день примерно 20 миллионов мусульман). Впервые ислам в Малайзию проник через мусульманских торговцев из Индии, Китая и даже Арабского залива. Местное население, как и индонезийцы, прониклось исламом через книги и продукцию торговцев. Когда малазийский правитель султан Мудзафар Шах (а было это в XII веке), перешёл из индуизма в ислам, вероучение пророка (мир ему) стало распространяться по всему региону.
Сегодня Малайзия является домом для миллионов мусульман, которые являют собой синтез малазийской культуры и традиций ислама. Помимо этого, в Малайзии набирает оборот халяльный туризм. Также страна может похвастаться богатейшим историческим и культурным значением в мусульманском мире.
Сери Мука
Один из самых любимых десертов Малайзии, сери мука, обладает вневременной привлекательностью не только благодаря внешней красоте, но и насыщенности вкуса. Приготовленный из липкого риса, кокосового молока и листьев пандана этот десерт обязательно доставит вам гастрономическое удовольствие. Интересно, что блюдо сери мука было включено в список 100 лучших продуктов и напитков наследия Малайзии малазийским департаментом национального наследия.
Суданские мусульмане
Ислам по-прежнему занимает лидирующие позиции в Судане – порядка 97% местного населения считают себя мусульманами. Мусульманская суданская община представляет собой различные этнические группы со своими уникальными традициями. И это многообразие лишь укрепляет внутреннее единство суданцев. От этнических нубийцев на севере до Беджи на холмах Красного моря суданские мусульмане гордятся своей многовековой историей ислама.
Впервые ислам оказался здесь после завоевания Египта в 600-х годах нашей эры. С того момента ислам лишь набирал обороты благодаря арабскому языку, на котором разговаривали местные жители. Свою роль сыграли торговцы, непрекращающийся поток путешественников и любовь к Судану среди алимов с мировым именем.
Шаария
Популярный суданский десерт шаария любим всеми поколениями суданцев. Его хрустящая жареная корочка и ароматы кунжутного масла хорошо сочетаются с чашечкой крепкого чая. Шарию готовят из макаронных гнёзд, которые сначала варят, а потом обжаривают до хруста. Блюдо, как правило, приправляется изюмом, орехами или кокосовой стружкой. Обычно шария становится главным блюдом на столе во время священного Рамадана.
Мусульмане Казахстана
Казахстан является домом для большого числа мусульман – порядка 70% казахов сегодня идентифицируют себя как мусульмане. Расположенный в Центральной Азии, в историческом и культурном центре Золотого века ислама, Казахстан ещё с VIII века принял на свои земли исламское вероучение. Попал он сюда вместе с арабами и персами, которые способствовали мирному распространение мусульманского учения на местной территории. Ни политическая ситуация в стране, ни мнение имперских правителей не могло остановить этого процесса. Однако с усилением русского влияния, значительно возросшего в 1800-х годах, Казахстан стал свидетелем длительной непростой борьбы между идеологией атеизма и правом на свободное исповедание.
Сегодня, после обретения независимости, казахстанские мусульмане могут открыто и с гордостью следовать предписаниям ислама, популяризирую собственное богатое религиозное наследие, чтя алимов и богословов.
Баурсак
Бaypcaки – мyчнoe блюдo нapoдoв Cpeднeй Aзии, пoдaют их к шypпe или к чaю. Бaypcaки − oбязaтeльный aтpибyт пpaздничнoгo cтoлa, бeз них нe oбхoдитcя ни oднo зacтoльe.
В давние времена казахи вeли кoчeвoй oбpaз жизни, что оказало знaчитeльнoe влияниe нa пpигoтoвлeниe тaкoгo вaжнoгo для любoй нaциoнaльнoй кyхни блюдa, кaк хлeб. Хлeб дoлжeн был гoтoвитьcя лeгкo в нeпpocтых пoхoдных ycлoвиях кoчeвoй жизни. Taким хлeбoм и cтaли бaypcaки — кycoчки, oбжapeннoгo в caлe киcлoгo тecтa. Teм бoлee, чтo бaypcaки пpи жapкe пoкpывaлиcь мacлянoй плёнкoй, a внyтpи дoлгo ocтaвaлиcь мягкими и coхpaняли cвoй вкyc.
Мусульмане Татарстана
Распространение ислама в Поволжье началось в годы правления халифа Мамуна (813-833). Историческим местом, откуда ислам распространялся по территории Поволжья, специалисты считают город Болгар, древнюю столицу Волжской Булгарии.
Ислам в поволжский регион проникает через Среднюю Азию, в первую очередь, благодаря торговым связям. Это означает, что мусульманские традиции в Среднем Поволжье формировались под определяющим влиянием среднеазиатских богословских школ, и в первую очередь ханафитского мазхаба. Ислам суннитского толка был принят в качестве официальной религии в Волжской Булгарии в 922 году. А в 1313 году хан Узбек сделал ислам государственной религией Золотой Орды. В настоящее время его исповедует значительная часть татар. Мусульманская вера в татарской среде обнаружила высокую способность к выживанию, возлагая на себе и функции социальной интеграции.
Чак-чак
Существует легенда, что однажды булгарский хан попросил своих поваров придумать лакомство, которое готовилось бы просто, было вкусным, питательным и красивым — таким, чтобы заморские гости восхищались и мечтали заполучить рецепт. На свадьбу ханского сына подали огромный чак-чак, пожелав молодожёнам стать такой же крепкой семьей, как горошины теста, склеенные мёдом. С тех пор это блюдо стало свадебным!
Чак-чак готовили всей семьей, точнее, его женской половиной. Незамужние девушки раскатывали и нарезали тесто, замужние женщины жарили кусочки, а более опытные пожилые хозяйки придавали сладости форму и занимались медовым сиропом. По традиции чак-чак складывали горкой на блюде или делали из него маленькие фигурки. Лакомство хранится до трех недель, поэтому его всегда готовили впрок, но съедалось оно, конечно, намного быстрее.
Бенгальские мусульмане
Бенгальские мусульмане, проживающие сегодня преимущественно в Бангладеше и индийских штатах Западная Бенгалия и Ассам, представляют собой этнически языковую группу, чьи связи с исламом уходят в самую глубь веков. Как гласят исторические документы, первое знакомство бенгальских мусульман с учением Мухаммада (мир ему) состоялось в VII-VIII веках благодаря арабским и индийским торговцам. К XII-XVI векам ислам глубоко укоренился на Индийском субконтиненте, а бенгальский султанат, находясь на пике своего могущества, стал мощным центром торговли и коммерции на исламском Востоке.
Сегодня бенгальские мусульмане имеют большое культурное и религиозное влияние не только на территории Бангладеша и Индии, но и в странах миграции мусульман. Наследие бенгальских мусульман остаётся важной частью исламской истории не только в прошлом, но и в современном мире.
Мишти Дой
Появилось это блюдо бенгальских мусульман в северном районе Богра, Бангладеш. Это один из самых популярных десертов, который готовиться из сладкого йогурта, подслащённого коричневого сахара и финиковой патоки, иногда добавляется щепотка кардамона для пикантного аромата.
Ильмира Гафиятуллина