Шейхи, имамы – мусульманские богословы
Мулла – ученый муж и правовед, хорошо знающий Священное писание, хадисы и законы шариата. Как правило, у суннитов это синоним духовного звания имама, который избирается главой общины верующих. У шиитов звание муллы ниже должности имама, так как он не участвует в светском управлении, а в его компетенции находится толкование Корана и вопросов веры.
Имам – пример для подражания
Имам – духовное лицо, заведующее мечетью и руководящее общей молитвой. Имам является наиболее авторитетным богословом и правоведом при обсуждении религиозных вопросов.
Суннизм
Первоначально молитвой руководил сам Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует). В конце жизни его заместителем стал Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), впоследствии назначенный халифом. В провинциях же молитвами ведали наместники, которые занимались не только духовными, но и светскими делами, к примеру, сбором налогов.
В 749–1258 гг. главами мечети и руководителями коллективной молитвы становятся специально подготовленные люди – имамы, чьи знания Священного Корана бесспорны, а авторитет непререкаем. В деревенских мечетях на должность имама избирается самый сведущий в вопросах богословия человек, порой даже не имеющий специального образования.
Шиизм
У шиитов имам – посредник между человеком и Всевышним Создателем. Первый имам шиитов – Али, двоюродный брат и зять Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует). Согласно шиитской доктрине, достоинства имама не присваиваются, а наследуются благодаря божественному повелению. 12 имамов, признанных шиитами, почитаются как святые. Также из числа мусульман, получивших специальное образование для службы в мечети, избираются «малые имамы».
И сегодня имамы занимают почетное место в сердцах праведных мусульман не только в Казани и Татарстане, но и во всем мусульманском мире. Они обладают обширными знаниями и посвящают себя служению Всевышнему Аллаху. В это непростое для сторонников Ислама время необходимо искать единения с теми, кто готов отстаивать истинные интересы мусульман.
Шейхи в суфийском обществе
Суфизм (как учение об искреннем поклонении и очищении сердца) появился еще во времена Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Однако собственно суфийские общины появились только во 2-3 веках по хиджре (10-11 вв. нашей эры).
Это объединения людей, которые следуют духовному пути под руководством своего учителя – шейха. Суфийские общества (тарикаты) проповедуют Исламский образ жизни, любовь к Всевышнему и Его Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует).
Отношения между последователем и шейхом похожи на те, которые устанавливаются между учеником и учителем. Они характеризуются беспрекословным послушанием и искренней привязанностью.