• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Во дворце султана Абдулхамида: воспоминания одного татарского мударриса

Время чтения: 3 мин
2327

Во дворце султана Абдулхамида: воспоминания одного татарского мударриса о Стамбуле, Бурсе, сюррейском полку и хадже (1906–1907)

Благодаря Омеру Хакану Озалпу в Турции в свет вышла интересная книга: «Во дворце султана Абдулхамида: воспоминания одного татарского мударриса о Стамбуле, Бурсе, сюррейском полку и хадже (1906-1907)».

Эти мемуары принадлежат татарскому имаму, шейху и мударрису Нургали бин Хасану аль-Буави (Нургали Хасанов), который был родом из деревни Мурзино Тетюшского уезда Казанской губернии. Он родился в ноябре 1852 года в деревне Мурзино, где его отец служил имамом. Род его отца происходил из касимовских мурз, которым деревня Мурзино была пожалована во владение русским царем, а род матери происходил из деревни Верхнее Балтаево того же уезда. Обе деревни сейчас относятся к Апастовскому району республики Татарстан.

Нургали бин Хасан получил хорошее религиозное образование. Начальное образование дал ему отец – Хасан бин Исмагил. В 6 лет его отправили в Казань, где он обучался в медресе Исхаковых при 4-ой соборной мечети (ныне Голубая мечеть). Затем, два года проучившись в Оренбурге, он возвратился обратно в Казань и поступил в престижное «Приозерное» медресе. В последующем Нургали бин Хасан за знаниями отправился в Среднюю Азию и окончил знаменитое медресе «Мир-Араб» в Бухаре.

Вернувшись обратно на родину, в 1886 году он сдал экзамены в Оренбургском магометанском духовном собрании в Уфе на право занимать должности имам-хатиба и мударриса (преподаватель).

12 декабря 1886 года Нургали бин Хасан был официально назначен имам-хатибом и возглавил медресе «Нурия» в городе Буинске. Оно относилось к первому приходу города и благодаря стараниям нового руководителя вскоре стало одним из передовых медресе в Волго-Уральском регионе. Нургали бин Хасан возглавлял медресе вплоть до своей смерти в 1919 году.

Медресе «Нурия» состояло из трех отделений: начальное, среднее и высшее. Известно, что в 1913 году в медресе работало 12 преподавателей и обучалось более 300 шакирдов. Сюда приезжали учиться не только из Симбирской губернии, куда в то время территориально относился Буинск, но и из Казанской, и даже из Астраханской губерний.

Благодаря своей активной и плодотворной деятельности Оренбургское магометанское духовное собрание присвоило Нургали хазрату почетное звание ахуна.

Ко всему прочему Нургали бин Хасан аль-Буави был известным ишаном – шейхом суфийского тариката и имел большое количество мюридов. Благодаря своим глубоким познаниям он стал известным богословом.

Нургали хазрат написал труды по логике и исламскому праву, всего 8 работ. Они стали довольно популярными пособиями и активно использовались во многих медресе.

Нургали бин Хасан аль-Буави покинул этот бренный мир 19 мая 1919 года и был похоронен на мусульманском кладбище Буинска. Дело отца продолжили два сына: Гыясетдин и Ибрахим.

«Но причем тут Османская империя и султан Абдулхамид?» – могут подумать многие. Все дело в том, что в 1906 году Нургали бин Хасан приехал в Стамбул, чтобы отдать своего сына Гыясетдина на учебу в Даруль-Муаллимин.

Так в Османской империи назывались учительские школы. Пользуясь моментом, Нургали хазрат планировал в том числе побывать на термальных источниках в городе Бурсе.

Продолжение следует…

Использованные источники:

1. New Trends in Ottoman Studies / ed. Marinos Sariannis. Rethymno, 2014. P. 20, 45.
2. Osmanlı belgelerinde Kazan. Ankara, 2005. S. 246.
3. Аннотация к книге «Sultan Abdülhamid’in Sarayında Bir Tatar Müderrisin İstanbul, Bursa ve Surre Alayı ile Hac Hatıraları (1906-1907)» müellif: Nurali bin Hasan, arabçadan tercüme: Ömer Hakan Özalp (www.ikrakitap.com)
4. Фәхреддин Р. Асар. Казан: Рухият, 2010. Т. 3–4. Б. 107, 666-667.
5. Маликов Р.И. Религиозно-просветительская деятельность богослова Нургали Хасанова // Учен. зап. Казан. ун-та, 2020. Т. 162, кн. 1. С. 55–67.

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle