Сучжоу: затерявшиеся мечети Китая
Начало: Сучжоу: затерявшиеся мечети старого Китая
Продолжаем вас знакомить с потерянными мечетями китайского Сучжоу. Этот город находится рядом с Шанхаем и известен мостами и садами, а также старинным каналом. Однако улицы старого Сучжоу скрывают большой секрет: исторические фрагменты древней истории ислама в Китае.
Мечеть Тянькуцянь была построена в 1906 году, и в настоящее время в ее здании живут малоимущие горожане. Во времена Культурной революции здесь, как и в Советской России, особняки богачей и культовые здания были национализированы и превращены в коммунальные квартиры для бедных граждан. Раньше мечеть вместе с главным залом, прихожей и комнатой для омовения занимала площадь почти 2000 м2.
Главный зал скорее напоминал помещение для занятий. Согласно сохранившимся описаниям, в зале хранилась горизонтальная доска из дерева гинкго, расписанная известным китайским мастером каллиграфии Ю Юэ. Поскольку в этом районе жило много обеспеченных мусульман, благодаря щедрым пожертвованиям, мечеть считалась самой процветающей во всем Китае. В 20-х годах XX века здесь открылась школа с преподаванием исламских и конфуцианских текстов.
При многих мечетях имелись школы, в которых дети местных мусульман обучались арабскому языку и исламской письменности. Сучжоу – один из первых культурных центров, где мусульманские религиозные произведения были опубликованы на китайском языке. Переводы на китайский были сделаны в основном с персидского языка в XVI веке местными учеными Чжан Чжун и Чжоу Шитси, что сделало город одним из главных центров исламской интеллектуальной культуры.
Но это был исламский центр, который сочетал в себе чисто китайские особенности. Так, исламские тексты преподавались наряду с конфуцианскими, что породило особый эклектичный корпус исламских писаний.
Самая старая мечеть Сучжоу, Сигуань, получила свое название от распложенного неподалеку моста Сигуань в центре старого города. Она была построена в XIII веке во времена династии Юань, вероятно, на средства известной мусульманской семьи Сеидов и влиятельного губернатора провинции Юньнань Сеида Аджаля Шамсуддина Омара аль-Бухари (1211–1279).
Позднее, во времена династии Мин, мечеть стала частью правительственного здания, поэтому в местных китайских источниках сохранились лишь письменные свидетельства о ее существовании. Историки утверждают, что в делах управления империей и в государственной службе династия Юань отдавала предпочтение мусульманам из Средней Азии. Эта значительная группа населения была классифицирована в Китае намного позже, в 1950-х годах, как меньшинство хуэй и сегодня составляет около половины мусульман Китая.
Сейчас народность хуэй является одной из 56 официально признанных национальных меньшинств Китая. Они разговаривают на тех же диалектах китайского языка, что и ханьское население. Однако в их языке присутствуют некоторые слова, характерные лишь для их культуры. Для письма они используют стандартную китайскую письменность. Представители народности хуэй вот уже многие века исповедуют ислам ханафитского мазхаба и являются носителями исламского культурного наследия.
Культурная революция фактически запретила ислам в Китае, поскольку религии любого рода считались орудием угнетения и замалчивания потребностей людей. В результате такой политики от прежних религиозных построек сегодня мало что осталось. Но при тщательном изучении можно найти былые следы, которые сохранились до наших дней – эта может быть дверь или каменная плита, особенность структуры фасада или просто сохранившийся в архиве адрес. Все они являются ключом к разгадке разнообразного Китая, где ислам веками был частью местной культуры.
Использованные источники:
1.Alessandra Cappelletti. City of lost mosques: how Suzhou tells the story of China’s Islamic past (www.theconversation.com)
2.Marshall Broomhall. Islam in China: A Neglected Problem. Edinburgh, 1910
Автор: Дамир Гайнутдинов