• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Старая Бухара глазами татарского путешественника

Время чтения: 4 мин
1964

Абдурашид Ибрагимов (1857–1944) является одним из самых известных российских мусульманских деятелей конца XIX – первой половины XX века. Из-за своей широкой деятельности и обширных путешествий он получил известность не только в России, но и во всем мусульманском мире. Так как Абдурашид Ибрагимов некоторое время исполнял обязанности казыя (шариатский судья) в Оренбургском магометанском духовном собрании в Уфе, среди мусульман он был более известен под именем Абдурашид казый. Во время своих многочисленных путешествий Абдурашиду Ибрагимову удалось побывать в Бухаре несколько раз.

В начале XX века современный Каган называли Новой Бухарой, а саму Бухару – Старой Бухарой. Этот город издревле славился своими богословами и медресе, поэтому в мусульманском мире он имел почетное имя «Бухара-и Шариф», то есть «Священная Бухара». Действительно Бухара в свое время была светочем знаний и пользовалась большим уважением среди мусульман. Здесь жили и творили такие видные деятели ислама как великий мухаддис Имам Бухари, Байзави, Бухауддин Накшбанд и другие.

По словам Абдурашида Ибрагимова, на первый взгляд Бухара, являвшаяся эмиратом, простому обывателю могла показаться независимым государством. Ведь здесь был свой правитель – эмир Абдулахат хан (1859-1910). Однако его правление было чисто номинальным, на самом деле Абдулахат хан ничем не отличался от любого русского князя или генерала. Он даже не имел права жить в самой Бухаре: его резиденция находилась в 20-30 километрах от города в селении под названием Кармана (Кермине).

А вот бухарская крепость Арк, в которой находился дворец эмиров вот уже 20 лет как пустовал. Таким образом бухарские эмиры носили титул, но не правили. Бухарский эмират полностью зависел от Российской империи.

 

Как древний Казанский кремль связан с Бухарой?
Древний ханский кремль Казани находился на месте нынешнего кремля. В средние века здесь была сосредоточена административная, религиозная и торговая жизнь всего города. Место для столь важного сооружения было выбрано не случайно,
08.09.2020
5531

В Бухаре всеми делами ведал чиновник, который назывался кушбеги. Его положение соответствовало должности премьер-министра. Во времена визита Абдурашида Ибрагима на этой должности находился Астанкул бий. А судопроизводством на основе шариата ведал кази калян (верховный судья).

Был еще один чиновник – мухтасиб или по-другому раис, который следил за порядком исполнения всех дел. Если раис делал что-то противоречащее шариату, никто не смел ему перечить, а вот если он находил, что другой человек нарушает шариат, то сам наказывал его ударами палки. Таким образом Бухарой управляли эти три чиновника, а в вилаятах (областях) эмирата имелись их представители, которые обладали всей полнотой власти на местах.

Также Абдурашид Ибрагимов отмечал, что Бухарский эмират имел довольно плодородные земли, которые славились обильностью урожая. В то время здесь возделывалось множество разных культур. Среди населения было широко распространено овцеводство. Весной бухарцы получали большую прибыль от продажи каракулевых шкур ягнят, которые имели большую популярность в Европе.

После рождения ягнят обычно ждали 10, максимум 15 дней, а затем их разделывали. Если ягнят передерживали больше 15 дней, то их шкуры уже теряли свою красоту и кучерявость. Каракулевые шкуры по тем временам стоили очень дорого: от 10 до 25 рублей. Во всем мире каракулевые овцы выращивались лишь в двух местах – Бухарском эмирате и Афганистане.

Европейцы тоже пытались разводить каракулевых овец, но тщетно. Годовой доход Бухарского эмирата от торговли каракулем доходил до 5 миллионов рублей. Причем свыше 1 миллиона дохода приходилось на самого эмира. Что интересно, по словам Абдурашида Ибрагимова, в те годы продажей каракуля в Америку стали заниматься татары и имели с этого большую прибыль. 

А вот свою былую славу центра исламского образования, по мнению Абдурашида Ибрагимова, Бухара давно потеряла. Несмотря на то, что в городе было большое количество медресе и шакирдов, уровень знаний у местных преподавателей был низким, а методы преподавания – давно устаревшими. Дело доходило до того, что шакирды по 5 лет могли изучать введение одной книги. Шакирды после 20-30 лет проведенных в медресе обычно не могли даже сносно говорить и писать по-арабски. Но постепенно среди улемов и шакирдов Бухары назревало пробуждение. Молодые учителя задумывались об изменении методов преподавания, даже предпринимались конкретные шаги.

Абдурашида Ибрагимова удивило то, что в городе отсутствовали просители подаяний. Сами бухарцы в основном занимались разными ремеслами и торговлей. Даже переезжая в другие места, они старались сохранять свои прежние занятия. Город поражал большим количеством архитектурных памятников: красивыми зданиями мечетей и медресе. Внутри Арка находилась большая библиотека, в которой хранились древние рукописные книги, написанные 800-1000 лет тому назад. Население Бухары почти полностью было таджикским. Несмотря на то, что официальным языком был фарси, многие знали тюрки.

Татарский Харбин: история мусульман Дальнего Востока
Мало кто знает, что современный китайский Харбин был основан российскими строителями в 1898 году как железнодорожная станция Китайско-Восточной железной дороги. Как же в этом дальневосточном городе появились татары?
30.03.2021
1990

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle