Старая Бухара глазами татарского путешественника
Абдурашид Ибрагимов (1857–1944) является одним из самых известных российских мусульманских деятелей конца XIX – первой половины XX века. Из-за своей широкой деятельности и обширных путешествий он получил известность не только в России, но и во всем мусульманском мире. Так как Абдурашид Ибрагимов некоторое время исполнял обязанности казыя (шариатский судья) в Оренбургском магометанском духовном собрании в Уфе, среди мусульман он был более известен под именем Абдурашид казый. Во время своих многочисленных путешествий Абдурашиду Ибрагимову удалось побывать в Бухаре несколько раз.
В начале XX века современный Каган называли Новой Бухарой, а саму Бухару – Старой Бухарой. Этот город издревле славился своими богословами и медресе, поэтому в мусульманском мире он имел почетное имя «Бухара-и Шариф», то есть «Священная Бухара». Действительно Бухара в свое время была светочем знаний и пользовалась большим уважением среди мусульман. Здесь жили и творили такие видные деятели ислама как великий мухаддис Имам Бухари, Байзави, Бухауддин Накшбанд и другие.
По словам Абдурашида Ибрагимова, на первый взгляд Бухара, являвшаяся эмиратом, простому обывателю могла показаться независимым государством. Ведь здесь был свой правитель – эмир Абдулахат хан (1859-1910). Однако его правление было чисто номинальным, на самом деле Абдулахат хан ничем не отличался от любого русского князя или генерала. Он даже не имел права жить в самой Бухаре: его резиденция находилась в 20-30 километрах от города в селении под названием Кармана (Кермине).
А вот бухарская крепость Арк, в которой находился дворец эмиров вот уже 20 лет как пустовал. Таким образом бухарские эмиры носили титул, но не правили. Бухарский эмират полностью зависел от Российской империи.
В Бухаре всеми делами ведал чиновник, который назывался кушбеги. Его положение соответствовало должности премьер-министра. Во времена визита Абдурашида Ибрагима на этой должности находился Астанкул бий. А судопроизводством на основе шариата ведал кази калян (верховный судья).
Был еще один чиновник – мухтасиб или по-другому раис, который следил за порядком исполнения всех дел. Если раис делал что-то противоречащее шариату, никто не смел ему перечить, а вот если он находил, что другой человек нарушает шариат, то сам наказывал его ударами палки. Таким образом Бухарой управляли эти три чиновника, а в вилаятах (областях) эмирата имелись их представители, которые обладали всей полнотой власти на местах.
Также Абдурашид Ибрагимов отмечал, что Бухарский эмират имел довольно плодородные земли, которые славились обильностью урожая. В то время здесь возделывалось множество разных культур. Среди населения было широко распространено овцеводство. Весной бухарцы получали большую прибыль от продажи каракулевых шкур ягнят, которые имели большую популярность в Европе.
После рождения ягнят обычно ждали 10, максимум 15 дней, а затем их разделывали. Если ягнят передерживали больше 15 дней, то их шкуры уже теряли свою красоту и кучерявость. Каракулевые шкуры по тем временам стоили очень дорого: от 10 до 25 рублей. Во всем мире каракулевые овцы выращивались лишь в двух местах – Бухарском эмирате и Афганистане.
Европейцы тоже пытались разводить каракулевых овец, но тщетно. Годовой доход Бухарского эмирата от торговли каракулем доходил до 5 миллионов рублей. Причем свыше 1 миллиона дохода приходилось на самого эмира. Что интересно, по словам Абдурашида Ибрагимова, в те годы продажей каракуля в Америку стали заниматься татары и имели с этого большую прибыль.
А вот свою былую славу центра исламского образования, по мнению Абдурашида Ибрагимова, Бухара давно потеряла. Несмотря на то, что в городе было большое количество медресе и шакирдов, уровень знаний у местных преподавателей был низким, а методы преподавания – давно устаревшими. Дело доходило до того, что шакирды по 5 лет могли изучать введение одной книги. Шакирды после 20-30 лет проведенных в медресе обычно не могли даже сносно говорить и писать по-арабски. Но постепенно среди улемов и шакирдов Бухары назревало пробуждение. Молодые учителя задумывались об изменении методов преподавания, даже предпринимались конкретные шаги.
Абдурашида Ибрагимова удивило то, что в городе отсутствовали просители подаяний. Сами бухарцы в основном занимались разными ремеслами и торговлей. Даже переезжая в другие места, они старались сохранять свои прежние занятия. Город поражал большим количеством архитектурных памятников: красивыми зданиями мечетей и медресе. Внутри Арка находилась большая библиотека, в которой хранились древние рукописные книги, написанные 800-1000 лет тому назад. Население Бухары почти полностью было таджикским. Несмотря на то, что официальным языком был фарси, многие знали тюрки.
Автор: Дамир Гайнутдинов