• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Османские кладбища: о чем нам могут рассказать могильные камни?

Время чтения: 2 мин
2358

Османские кладбища, известные своими украшениями и символами, до сих пор остаются для многих загадкой. Одним из старейших кладбищ Стамбула является кладбище при мечети Сулеймание.

Она находится на одном из семи исторических холмов Стамбула. Знаменитая мечеть Сулеймание была построена архитектором Синаном в 1557 году, а строительство длилось целых семь лет. В последующем вокруг мечети вырос целый комплекс.

Мечеть и ее комплекс отличаются множеством уникальных особенностей, в прошлые века в него входили несколько медресе, больница, хамам, благотворительный фонд, кладбище, а также усыпальницы султана Сулеймана Кануни, Хюррем Султан и Мимар Синана.

Большая часть этих сооружений утеряна. Однако одно из них существует вот уже много веков и дает чувство спокойствия и умиротворения всем посетителям, проходящим через двор комплекса мечети. Это кладбище.

Ряды могил расположены в передней части комплекса так, что посетители мечети Сулеймание могут рассматривать их как важный урок о бренности этого мира. Могилы служат напоминанием о том, что человек смертен, и его присутствие на земле временно.

Но они также служат ярким примером художественного интереса османов к надгробиям. В течение веков у османов сложилась особая культура оформления кладбищ и надгробий.

Некоторые кладбища находятся во дворе мечетей, другие в центре старых стамбульских районов. Что еще более важно – каждое надгробие уникально по своему оформлению и сюжету. Оно визуально передает нам информацию о биографии умершего человека.

Один из надмогильных памятников сделан в виде сломанной мачты корабля с опущенным парусом, что символизирует оборвавшуюся земную жизнь османского капитана Ибрагим паши, скончавшегося в 1888/89 году (1306 год по мусульманскому календарю).

Невольно привлекает внимание другая оригинально оформленная могила с двумя надмогильными камнями. Из камня слева мы узнаем, что могила принадлежит молодой 17 летней девушке Фатме Мушерреф Ханым из Салоников. Она скончалась в 1910 году, будучи помолвленной, поэтому на ее надгробии стоит камень в виде свадебного платья.

Справа находится второй надмогильный камень с изображением сломанного бутона розы, символизирующий смерть члена семьи женского пола. Из надписи на нем мы узнаем, что памятник установил ее отец Мустафа Февзи бей.

Смерть рассматривалась как обыденная часть жизни человека, к могилам относились как к форме напоминания и поэтому в османской культуре могилы имели высокую значимость.

Проходя мимо кладбища и могил, люди молились за души умерших. Отличительная черта надгробий османского периода – это их эстетика, на кладбищах царит особая атмосфера.

Некоторые надгробия имели разные цвета. Это делалось для того, чтобы отразить некоторые детали жизни человека. Например, зеленый цвет обычно использовался для окраски могил видных религиозных деятелей и ученых.

На надмогильных камнях художников можно увидеть указывающие на род их деятельности кисти и палитру, а на надмогильных камнях писателей –карандаши с бумагой или книги. Османские султаны не имеют надгробий, но имеют собственные усыпальницы.

Над могилой султанов традиционно ставилась «сандука», чем-то напоминающая гроб, а на ее верхушку устанавливалась чалма или фес, которую носил султан.

Эти великолепные кладбища, возникшие в османский период, были созданы, чтобы увековечить память умерших, а также культуру, в которой они жили. Все желающие могут посетить эти места, насладиться их умиротворением и подумать о бренности мира.

Автор: Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle