О рукопожатии после намаза (подробно)
Фото: Ислам-тудей
الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين
В последнее время среди мусульман начала прослеживаться особая тенденция в отношении вопроса рукопожатия после совершения намаза.
Приходилось слышать о том, что люди, не одобряющие этого, с одной стороны, сильно порицали данное действие, а другие ругали того, кто отказывался от подобной практики.
С позволения Всевышнего Аллаха, мы постарались подробно разобрать данную ситуацию в ниже приведенном материале.
В книге «Ад-Дурруль Мухтар», в главе «Аль Хадр валь Ибаха» имам Хаскафи сказал:
(كَالْمُصَافَحَةِ) أَيْ كَمَا تَجُوزُ الْمُصَافَحَةُ لِأَنَّهَا سُنَّةٌ قَدِيمَةٌ مُتَوَاتِرَةٌ لِقَوْلِهِ - عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ - «مَنْ صَافَحَ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ وَحَرَّكَ يَدَهُ تَنَاثَرَتْ ذُنُوبُهُ» وَإِطْلَاقُ الْمُصَنِّفِ تَبَعًا لِلدُّرَرِ وَالْكَنْزِ وَالْوِقَايَةِ وَالنُّقَايَةِ وَالْمَجْمَعِ وَالْمُلْتَقَى وَغَيْرِهِ يُفِيدُ جَوَازَهَا مُطْلَقًا وَلَوْ بَعْدَ الْعَصْرِ وَقَوْلُهُمْ إنَّهُ بِدْعَةٌ أَيْ مُبَاحَةٌ حَسَنَةٌ كَمَا أَفَادَهُ النَّوَوِيُّ فِي أَذْكَارِهِ وَغَيْرُهُ فِي غَيْرِهِ وَعَلَيْهِ يُحْمَلُ مَا نَقَلَهُ عَنْهُ شَارِحُ الْمَجْمَعِ مِنْ أَنَّهَا بَعْدَ الْفَجْرِ وَالْعَصْرِ لَيْسَ بِشَيْءٍ تَوْفِيقًا فَتَأَمَّلْهُ. وَفِي الْقُنْيَةِ: السُّنَّةُ فِي الْمُصَافَحَةِ بِكِلْتَا يَدَيْهِ.
Мусафаха (рукопожатие) разрешено, потому что оно является давней сунной мутаватира, поскольку Пророк (с.а.в.) сказал:
«Кто пожмет руку своему брату мусульманину и покачает (потрясет) его руку, с него осыпаются грехи».
Обобщение автора, следуя книге «Ад-Дурар», «Аль-Канз», «Аль-Викая», «Ан-Нукая», «Аль-Маджма», «Аль-Мультака» и др., разъясняет о том, что мусафахат в общем является разрешенным, и даже после намаза Аср.
А под мнением ученых, которые сказали, что это бид’а, имеется ввиду, что это «бид’а мубаха хасана».
Как разъяснили это имам Навави в книге «Аль-Азкар» и другие ученые в своих книгах.
Передал шарих (толкователь) книги «Аль-Маджма’» от имама Навави о том, что он сказал о мусафаха после Фаджр и Аср намаза, что в этом нет ничего плохого и его определение «бид’а мубаха хасана», (это сделано) с целью согласования данных определений.
В «Раддуль-Мухтар» Ибн Абидин при разъяснении слов имама Навави в книге «Аль-Азкар» говорит:
حَيْثُ قَالَ اعْلَمْ أَنَّ الْمُصَافَحَةَ مُسْتَحَبَّةٌ عِنْدَ كُلِّ لِقَاءٍ، وَأَمَّا مَا اعْتَادَهُ النَّاسُ مِنْ الْمُصَافَحَةِ بَعْدَ صَلَاةِ الصُّبْحِ وَالْعَصْرِ، فَلَا أَصْلَ لَهُ فِي الشَّرْعِ عَلَى هَذَا الْوَجْهِ وَلَكِنْ لَا بَأْسَ بِهِ فَإِنَّ أَصْلَ الْمُصَافَحَةِ سُنَّةٌ وَكَوْنُهُمْ حَافَظُوا عَلَيْهَا فِي بَعْضِ الْأَحْوَالِ، وَفَرَّطُوا فِي كَثِيرٍ مِنْ الْأَحْوَالِ أَوْ أَكْثَرِهَا لَا يُخْرِجُ ذَلِكَ الْبَعْضَ عَنْ كَوْنِهِ مِنْ الْمُصَافَحَةِ الَّتِي وَرَدَ الشَّرْعُ بِأَصْلِهَا
Имам Навави в этой книге сказал:
«Знай, что «мусафаха» - это мустахаб, при каждой встрече, но то, что люди привыкли делать «мусафаха» после намазов Фаджр и Аср, у этого действия в Шариате в таком виде нет основы, но в этом нет ничего плохого, потому что основа «мусафаха» - это сунна, и то, что люди усердствовали в этом в некоторых состояниях (положениях), и упускали («мусафаха») в многих (других) состояниях, и даже в большинстве их (состояний), то это не выводит «некоторые состояния» в которых усердствовали из разряда сунны».
Ибн Абидин продолжает:
«Шейх Абуль Хасан аль-Бикри сказал:
وَتَقْيِيدُهُ بِمَا بَعْدَ الصُّبْحِ وَالْعَصْرِ عَلَى عَادَةٍ كَانَتْ فِي زَمَنِهِ، وَإِلَّا فَعَقِبَ الصَّلَوَاتِ كُلِّهَا كَذَلِكَ كَذَا فِي رِسَالَةِ الشُّرُنْبُلَالِيُّ فِي الْمُصَافَحَةِ، وَنُقِلَ مِثْلُهُ عَنْ الشَّمْسِ الْحَانُوتِيِّ
«То, что он (имам Навави) отмечал, что после Фаджра и Асра делалась «мусафаха», то это был обычай их времени, аналогично (происходит в наше время) после каждого намаза, также говориться в послании имама Аш-Шурунбуляли в части «мусафаха», также передается схожее сообщение от имама Аш-Шамс аль-Ханути».
Имам Ат-Тахтави, в своем «Хашия» на «Маракиль-Фалях» сказал:
فهي سنةعقب الصلاة كلها و عند كل لقي
«И это (мусафаха) сунна после каждого намаза и при встрече».
Шейх Абдуль-Гани Ан-Наблюси в отношении «мусафаха» после намаза сказал:
إنها داخلة تحت عموم سنة المصافحة مطلقا
«Это (мусафаха) входит в общее правило сунны рукопожатия».
Далее мы приведем хадис, который служит доказательством правомерности совершения мусафаха после намаза:
عَنْ أَبِي جُحَيْفَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَال: خَرَجَ رَسُول اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِالْهَاجِرَةِ إِلَى الْبَطْحَاءِ، فَتَوَضَّأَ ثُمَّ صَلَّى الظُّهْرَ رَكْعَتَيْنِ وَالْعَصْرَ رَكْعَتَيْنِ وَبَيْنَ يَدَيْهِ عَنَزَةٌ تَمُرُّ مِنْ وَرَائِهَا الْمَرْأَةُ وَقَامَ النَّاسُ فَجَعَلُوا يَأْخُذُونَ يَدَيْهِ فَيَمْسَحُونَ بِهَا وُجُوهَهُمْ، قَال أَبُو جُحَيْفَةَ: فَأَخَذْتُ بِيَدِهِ، فَوَضَعْتُهَا عَلَى وَجْهِي، فَإِذَا هِيَ أَبْرَدُ مِنَ الثَّلْجِ وَأَطْيَبُ رَائِحَةً مِنَ الْمِسْكِ. أخرجه البخاري (فتح الباري 6 / 565)
«От Аби Джухайфа (رضي الله عنه) передается, что он сказал:
«Посланник Аллаха (с.а.в.) в полдень вышел в местность «Батха» и совершил там омовение (аль-вуду’), затем совершил намаз Зухр в два ракаата и Аср в два рааката, и перед ним стояло копье (как сутра), и спереди него прошла женщина, и (после намаза) встали люди и начали брать обе руки Пророка (с.а.в.) и об его руки обтирали свои лица, и Абу Джухайфа сказал:
«Я тоже взял его (с.а.в.) руки и положил их на свое лицо, и вдруг его руки оказались холоднее, чем лед, и ароматнее, чем запах миска» (Имам Бухари «Фатхуль-Бари» 6/565).
От Язид ибн Асвад (رضي الله عنه), передается, что он прочитал утренний намаз с Пророком (с.а.в.) и сказал:
عن يزيد بن الأسود رضي الله عنه : أنه صلي الصبح مع النبي صلي الله عليه و سلم و قال: ثم ثار الناس يأخذون بيده يمسحون بها وجوههم، فأخذت بيده فمسحت بها وجهي فوجدتها أبرد من الثلج و أطيب ريحا من المسك
«Потом после намаза поднялись люди, и взяв его руки стали обтирать ими свое лицо, и я тоже взял его руки и обтер ими свое лицо, найдя его руки холоднее льда и ароматнее запаха миска».
В отношении того, как нужно делать «мусафаха» (рукопожатие), то в «Ад-Дурруль Мухтар» приводится:
وَفِي الْقُنْيَةِ: السُّنَّةُ فِي الْمُصَافَحَةِ بِكِلْتَا يَدَيْهِ.
В книге «Аль-Кунья» сказано:
«Сунна в «мусафаха» делать ее обеими руками».
А в «Раддуль-Мухтар» говорится:
وَهِيَ إلْصَاقُ صَفْحَةِ الْكَفِّ بِالْكَفِّ وَإِقْبَالُ الْوَجْهِ بِالْوَجْهِ فَأَخْذُ الْأَصَابِعِ لَيْسَ بِمُصَافَحَةٍ خِلَافًا لِلرَّوَافِضِ، وَالسُّنَّةُ أَنْ تَكُونَ بِكِلْتَا يَدَيْهِ، وَبِغَيْرِ حَائِلٍ مِنْ ثَوْبٍ أَوْ غَيْرِهِ وَعِنْدَ اللِّقَاءِ بَعْدَ السَّلَامِ وَأَنْ يَأْخُذَ الْإِبْهَامَ، فَإِنَّ فِيهِ عِرْقًا يُنْبِتُ الْمَحَبَّةَ كَذَا جَاءَ فِي الْحَدِيثِ ذَكَرَهُ الْقُهُسْتَانِيُّ وَغَيْرُهُ اهـ
«Мусафаха – это прикосновение внутренней части ладони (одного человека) с внутренней частью ладони (другого) и взгляд друг на друга, прикосновения только пальцами это не мусафаха, сунна в мусафаха (это совершение ее) обеими руками, без преграды из ткани (перчатки) и др. и при встречи после произнесение "саляма", дотрагиваясь большим пальцем до большего пальца (другого человека), потому что в большом пальцем (есть) вена, из которой произрастает (увеличивается) любовь, также это пришло в хадисе, об этом упомянул Кухистани и другие».