О приеме пищи в гостях
4377
О приеме пищи в гостях

Вопрос: Человек приехал в другой город (Махачкала) и был там приглашен в гости. Можно ли есть и пить то, что едят люди, когда пригласившие его говорят, что их питье и еда халяль, а знакомый человек говорит про них, что эти люди употребляют в пищу харам? Это весьма важный вопрос!

Ответ: Подобный вопрос есть в книге «Аль-Фатава Аль-Хиндия» в «китабуль-карахия», в которой говорится:

رَجُلٌ دَخَلَ عَلَى قَوْمٍ مِنْ الْمُسْلِمِينَ يَأْكُلُونَ طَعَامًا وَيَشْرَبُونَ شَرَابًا فَدَعَوْهُ إلَيْهِ فَقَالَ لَهُ رَجُلٌ مُسْلِمٌ ثِقَةٌ قَدْ عَرَفَهُ: هَذَا اللَّحْمُ ذَبِيحَةُ الْمَجُوسِيِّ وَهَذَا الشَّرَابُ قَدْ خَالَطَهُ الْخَمْرُ، وَقَالَ الَّذِينَ دَعَوْهُ إلَى ذَلِكَ: لَيْسَ الْأَمْرُ كَمَا قَالَ بَلْ هُوَ حَلَالٌ فَإِنَّهُ يُنْظَرُ فِي حَالِهِمْ، فَإِنْ كَانُوا عُدُولًا ثِقَاتٍ لَمْ يَلْتَفِتْ إلَى قَوْلِ ذَلِكَ الرَّجُلِ الْوَاحِدِ، وَإِنْ كَانُوا مُتَّهَمِينَ أَخَذَ بِقَوْلِهِ وَلَمْ يَسَعْهُ أَنْ يَقْرَبَ شَيْئًا مِنْ ذَلِكَ الطَّعَامِ وَالشَّرَابِ… ، فَإِنْ كَانَ فِي الْقَوْمِ رَجُلَانِ ثِقَتَانِ أَخَذَ بِقَوْلِهِمَا، وَإِنْ كَانَ فِيهِمْ وَاحِدٌ ثِقَةٌ عَمِلَ فِيهِ بِأَكْبَرِ رَأْيِهِ، فَإِنْ لَمْ يَكُنْ لَهُ فِيهِ رَأْيٌ وَاسْتَوَى الْحَالَانِ عِنْدَهُ فَلَا بَأْسَ بِأَكْلِ ذَلِكَ وَشُرْبِهِ وَكَذَلِكَ الْوُضُوءُ مِنْهُ، فَإِنْ لَمْ يَكُنْ لَهُ رَأْيٌ تَمَسَّكَ بِأَصْلِ الطَّهَارَةِ

Один человек пришел к народу из числа мусульман, которые едят и пьют, и они его позвали для совместного приема пищи и питья, а другой же мусульман «сиъка» (заслуживающий доверия), которого он знает, сказал ему: «Это мясо (которое они едят) заколото маджусом (огнепоклонником, т.е мясо харам), и то, что они пьют, смешано с вином». А люди, которые его позвали, говорят: «Он ошибается, это халяль».

Гостю следует наблюдать за их (позвавших людей) состоянием, и если они справедливые и заслуживающие доверия, он не будет обращать внимание на слова того человека (который сказал, что у них еда и питье харам); а если они из числа подозрительных людей, то [пусть] он возьмет [за истинное] слово того человека и не приближается к их трапезе и напиткам…

Если в этом народе были два человека, достойных доверия, то [пусть] он последует за их словом (и может есть). Если среди них только один достойный доверия, то гость будет следовать за тем, к чему больше склоняется. Если у него нет [собственного] мнения (по этим вопросам) или их [пригласивших и предупредивших о том, что предложенная еда - харам] состояние кажется ему одинаковым, нет дурного в том, чтобы есть и пить, и [даже дозволяется] совершать их водой омовение. Если у человека нет мнения, то он следует правилу «аслю аш’я Ат-Тахара», т.е. «основа вещей - чистота».

Социальные комментарии Cackle
Home