• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Каково шариатское предписание (хукм) чтения в намазе суры «аль-Фатиха», будет ли действителен намаз, если вместо суры «аль-Фатиха» прочитать другую суру?

Время чтения: 4 мин
28353

Прежде всего, необходимо пояснить, что, согласно мнению последователей трех мазхабов, чтение суры «аль-Фатиха» в намазах является фардом, а по мнению ханафитов – ваджибом .

Аль-Касани, Аляуддин Абу Бакр Ибн Мас уд в своем труде «Бедайиу'с-Санайи фи Тертиби’ш-Шераи» пишет: «По мнению имама аш-Шафи’и, установление суры «аль-Фатиха» для чтения в намазе является фардом. Даже если пропустить хотя бы одну букву суры «аль-Фатиха», намаз будет недействительным. Доказательством тому является хадис, переданный от Нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!):

عَنْ عُبَادَةَ بْنِ الصَّامِتِ أَنَّ النَّبِيَ - صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ – قَالَ  

لاَ صَلاَةَ لِمَنْ لَمْ يَقْرَأْ بِفَاتِحَةِ الْكِتَابِ

От Убадеа б. ас-Самита (да будет доволен им Аллах!) передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Нет намаза у того, кто не читал суру «аль-Фатиха».

Кроме того, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) всегда читал в своих намазах суру «аль-Фатиха». Это также является доказательством того, что чтение в намазе суры «аль-Фатиха» является фардом.

Согласно ханафитам, чтение в намазах суры «аль-Фатиха» является ваджибом. В качестве довода ханафиты приводят следующее: Всевышний Аллах говорит: فَاقْرَؤُوا مَا تَيَسَّرَ مِنْ الْقُرْآنِ  «Читайте из Корана то, что вам легко».

В данном аяте священного Корана Всевышний Аллах повелевает обязательное чтение Корана в намазе без установления определенного аята или суры для чтения. Таким образом, поскольку действительность намаза не связана с чтением суры «аль-Фатиха», чтение суры «аль-Фатиха» в намазе не является фардом.

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ - صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ - قَالَ: إِذَا قُمْت إِلَى الصَّلاَةِ فَأَسْبغْ الْوُضُوءَ ، ثُمَّ اسْتَقْبِلْ الْقِبْلَةَ فَكَبِّرْ،  ثُمَّ اقْرَأْ مَا تَيَسَّرَ مَعَك مِنْ القُرْآنِ

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах!) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал следующее: «Когда ты приступаешь к намазу, тщательно соверши омовение, затем обратись лицом к Кыбле и произнеси такбир, а затем читай из Корана то, что легко для тебя».

Что касается хадиса об обязательности чтения суры «аль-Фатиха», который шафииты приводят в качестве довода, данный хадис передан одним человеком. Известно, что полное значение аята не может ограничиваться сообщением, переданным одним человеком. Так как это является своего рода отменой (заменой). А отмена (замена) не может быть выполнена посредством сообщения, переданным одним человеком.

Так как невозможность ограничения аята священного Корана, означающего, что чтение суры «аль-Фатиха» или чтение чего-либо другого является достаточным, при появлении возможности его полного действия является одним из установленных правил. Потому что действие довода более значительно, чем его отмена.

Кроме того, согласно мнению шафиитов, книга не может быть отменена и сообщениями, переданными большим количеством независимых друг от друга передатчиков.

Ханафиты признали хадис как ваджиб, но не признали его как фард. Таким образом, они действовали по возможности и согласно аяту священного Корана, и согласно хадису.

Кроме того, постоянное совершение Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) одного и того же действия (например, чтение в намазах суры «аль-Фатиха»), не может быть доказательством того, что данное действие является фардом. Так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) постоянно совершал и те действия, которые являлись ваджибом.

Высказывание аль-Хаскафи (умер в 1088 году), «что если кто-нибудь оставит чтение большей части суры «аль-Фатиха», то он должен совершить сажда-саху (земной поклон), если оставит чтение малой части, то не должен совершать поклон», является обоснованием того, что чтение большей части суры «аль-Фатиха» является ваджибом. К тому же, и в труде «Джамиу’р-Румуз» сказано, что, по мнению имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах!), чтение каждого аята суры «аль-Фатиха» является ваджибом, а, по мнению имама Абу Юсуфа и имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах!), чтение большей части суры «аль-Фатиха» является ваджибом.

В труде «Аль-Муджтуба» говорится: тот, кто не прочитал один аят суры «аль-Фатиха», совершает сажда-саху. Это и является большей частью.

Если чтение в намазе вместо суры «аль-Фатиха» другой суры приведет к оставлению суры «аль-Фатиха», это будет макрухом. Тому, кто совершит это преднамеренно, желательно возместить намаз.

Кроме того, Ибн Абидин связывал установление желательности чтения суры «аль-Фатиха» с наличием большого количества времени для совершения намаза.

Если не осталось времени на чтение суры «аль-Фатиха» или если осталось время только на чтение одного аята из Корана, нужно оставить чтение суры «аль-Фатиха» и совершить вместо нее один ракаат и прочитать один аят.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

 

Социальные комментарии Cackle