• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Имеет ли право на закят человек, которому должны большую сумму денег?

Время чтения: 2 мин
3838

Вопрос: Один наш товарищ в свое время занимался торговлей. Он давал взаймы другим большие суммы, которые достигали нисаба. Однако сейчас он не может получить эти средства назад, вследствие чего испытывает нужду. Мы, зная о его трудностях, решили выплатить ему закят. Однако некоторые из наших товарищей говорят, что раз ему должны крупные суммы, то он не имеет права на получение закята. Что нам делать?

Ответ: Если займодавец дал взаймы сумму, превышающую нисаб, и этот долг ему пусть и частями, но возвращают, то в этом случае он не имеет права на получение закята. Однако в том случае, если займодавцу не возвращают его средств, и он находится в нужде, то это совершенно другое дело.

В Досточтимом Коране Всевышний Аллах перечисляет тех людей, которые имеют право на получение закята, говоря:

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ

«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (ат-Тауба 9/60).

В этом аяте, перечисляющем тех, кому выплачивается закят, в том числе упоминается и путник, оставшийся в пути. Даже если этот человек у себя на родине является богатым, ему разрешено получение закята. Даже если к тому времени, как он вернется к себе на родину, часть выплаченного ему закята увеличится, он не обязан будет отдавать эту часть беднякам. Конечно же, человеку, оказавшемуся в такой ситуации, не следует брать больше, чем ему необходимо для возвращения домой. Но если все же он взял больше, чем ему было нужно, то хукм будет таким.

Положение человека, о котором идет речь в вашем вопросе, является таким же. То есть он дал свои деньги в долг другим, а сам оказался в положении неимущего. Поскольку он оказался в нужде, то он имеет право на получение закята.  

А Аллах знает лучше.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Социальные комментарии Cackle