• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Проценты и банковское дело с точки зрения ислама

Время чтения: 4 мин
1613

Проценты и банковское дело с точки зрения ислама

Вопросы допустимости процентов и особенностей ведения банковского дела много раз обсуждалась в сфере исламских финансов.

Полностью ли запрещены в исламе банковское дело, проценты, ростовщичество и другая подобная финансовая деятельность? А что насчёт беспроцентной банковской деятельности, которая не основана на накоплении денег?

Проценты, финансы и банковское дело: исламская перспектива

В Коране в суре «аль-Хумаза» говорится:

«Горе всякому клеветнику и обидчику, который копит богатство и пересчитывает его. Он думает, что его богатство даст ему вечную жизнь. Но нет! Он непременно будет ввергнут в аль-Хутама [Ад]» (аль-Хумаза, 104).

Эти аяты много говорят о современных методах финансирования. В суре приводится история о том, как Абу Лахаб собирал деньги для своего предприятия.

Он начал это предприятие на свои собственные деньги и на деньги, которые он собрал у богатых жителей Мекки, таких же, как он сам, которые стремились вложить свои средства в успешное предприятие.

Мы можем сделать вывод, что это предприятие богатых мекканцев прошлого было эквивалентом современного банка.

Коранические взгляды на мошенническую банковскую деятельность

В оставшейся части суры «аль-Хумаза», о которой мы говорили немного выше, речь идёт о том, какое наказание ждёт человека за мошенничество.

По сути, оно эквивалентно тому наказанию, которое уготовано тем, кто виновен в куфре (неверии). Другими словами, Коран приравнивает жадное накопление богатства и ростовщичество к неверию.

Проценты и банковское дело с точки зрения ислама

Практика накопления денег

Несколько слов стоит сказать и о накоплении золота и серебра. Арабы часто использовали в обиходе византийскую валюту. Она состоял из динария, отчеканенного из золота, и драхмы, отчеканенной из серебра. Так что тот, кто копил деньги, по сути, копил золото и серебро.

Аяты Корана, которые были приведены выше, говорят нам о том, что взимание процентов и тем самым пожирание средств народа, является запретным.

Жадное накопление богатства и предоставление ссуд под проценты являются формой куфра, то есть неверия. В исламе нет места жадности или злонамеренным денежным практикам.

Понятие ростовщичества и процентов

В суре «ар-Рум» говорится:

«Давай родственнику то, что ему полагается по праву, а также бедному и путнику. Это – лучшее для тех, кто стремится к довольству Аллаха. Они – обретшие счастье. И всё, что вы передали как риба, чтобы преумножить [своё имущество] за счёт имущества людей, не преумножится у Аллаха. А то, что вы отдаёте в качестве закята, стремясь [этим] к довольству Аллаха, преумножится в два раза [или больше]» (ар-Рум, 38-39).

Здесь впервые в Коране упоминается термин «риба». Что есть понятие «риба»? Это означает увеличение стоимости кредита к моменту его погашения.

Проценты и банковское дело с точки зрения ислама

В другом месте в тексте Корана говорится о запрете взятия процентов с верующего верующим. Таким образом, в исламе категорически запрещено кредитование под проценты. То есть Коран говорит, что в экономике есть два сектора.

Существует производственный сектор, который производит продукцию, товары и услуги, и обеспечивает рост заработной платы, прибыли и рабочих мест, а также приносит доход всей экономике.

Также существует и так называемый сектор «финансовой торговли», который высасывает доходы, получаемые производственным сектором в виде процентов, ипотечных кредитов, произвольной арендной платы и комиссионных за транзакции. В Коране недвусмысленно сказано, что такая мошенническая торговая деятельность запрещена.

Итак, теперь главный вопрос: что насчёт современного банковского дела?

Большинство банков сегодня выдают ссуды под проценты. Они также позволяют людям класть деньги на определённый срок и получать проценты за «сэкономленные» деньги. Люди с избытком денег, как правило, хранят их в банках в надежде заработать на высоких ставках ростовщичества.

Кроме того, банки ссужают деньги нуждающимся людям в надежде взимать высокие ставки за ростовщичество. Такие поступки в высшей степени недостойны с точки зрения ислама.

Приемлемой для мусульманского сообщества банковской моделью была бы та, которая позволяет избежать интереса во всех формах и облегчает жизнь массам. Такие банки, конечно, вряд ли могут быть частными предприятиями и совершенно не похожи на современные западные банки, которые основаны на прибыли.

Все фото: shutterstock.com

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle