Почему таухид - самая важная шариатская наука?
Биизнилляхи Та'аля, начнем сегодня разговор посвященный самой важной шариатской науке – науке Таухид – науке Единобожия. Еще ее называют усулю-д-дин – основы веры. Еще она называется акыдой, то есть те столпы и то вероубеждение, которое ты должен разделять, или ильмуль-калям, то есть наука теология. У этой науки много названий, в зависимости от того, какие аспекты вероучения рассматриваются. Если это базовые понятия, то это называют – усулю-д-дин. Если это глубокие тонкие вопросы – это ильмуль-калям.
Почему Таухид – самая важная шариатская наука?
Потому что то, что принес наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!), можно разделить на две части: Таухид и Шариат, то есть Единобожие и Закон.
Это основы вероубеждения в отношении Всевышнего Аллаха, Его пророков и вопросов, связанных с загробной жизнью.
Три аспекта акыды.
- Иляхият, то есть вопросы, связанные с Аллахом, Его атрибуты, что в отношении Аллаха можно сказать и что нельзя, что Аллаху присуще и не присуще. Все эти вопросы в акыде разбирает глава иляхият.
- Вторая область акыды – нубуват. Это аспекты, связанные с посланниками и пророками, какие атрибуты в отношении них обязательны, какие невозможны, какие допустимы. Например, могут ли пророки лгать? Нет, не могут, потому что возникает возможность смешения лжи и Откровения. Поэтому они защищены от лжи. Или, например, могут ли пророки совершать грехи? Нет, не могут. Почему? Потому что для нас любое действие пророка является Сунной, и, если бы он совершил ошибку, мы бы его тоже копировали. Ведь любое его действие – Сунна. И тогда получается, что в религию Аллаха вошла бы ошибка. Поэтому мы говорим, что пророки безгрешны. Не по природе своей, а Аллах хранит их от грехов. Это важный аспект – что значит «безгрешный по своей природе». Этот тот, в отношении которого в принципе не может быть ошибок. Это один Аллах. Безгрешен только Аллах. Все люди могут ошибаться. Это не значит, что они обязательно ошибутся. Может быть такое, что человек никогда в жизни не совершал грехов. Но он не является безгрешным, потому что его природа предполагает грех и в отношении него можно помыслить грех. Поэтому по природе своей любой человек грешен, но пророки хранимы от этих грехов. Иначе в религию Аллаха вошла бы ошибка или какое-то порицаемое действие.
- И третий аспект акыды – это сам'ият, то есть аспекты, связанные с загробной жизнью: Судный День, Отчет, Ад, Рай, которые упоминаются в Коране.
Мы сказали, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) принес акыду и Шариат. И Ислам отменяет все остальные религии, остальные законы. В каком смысле отменяет? Отменяется их Шариат, но не их акыда. Те учения, что были у Мусы, Исы, Ибрахима, алейхиму ссалям, и у нас, одинаковы. Акыда не отменяется, она восстанавливается, то есть Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) пришел восстановить истинную акыду и принес новый Шариат.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) раскрыл, разъяснил то, что приносили пророки до него. В вопросах усулю-д-дин между пророками никогда не могло быть расхождения. И в этом смысле мы – одна религия, но у нас разный Шариат. Почему Аллах дал разные законы – Ему лучше знать.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) наставляя своих сподвижников и предупреждая их о дальнейших смутах, в одном из своих хадисов сказал: «Иудеи разделились на 71 течение, христиане – на 72, а моя община разделится на 73 течения. 72 будут в Аду, одно будет в Раю». И его спросили: «Что это за спасшаяся община?». Он ответил: «Это то, что исповедую я и мои сподвижники».
Следовательно, истинный Ислам заключается в том, что исповедовали Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) и его сподвижники.
Возникает вопрос, почему нельзя сказать: «Ля иляха илляЛЛах», – и на этом оставить изучение вероубеждения? Нам нужно изучать акыду именно для того, чтобы мы оказались среди этой спасшейся общины. Заблудшие тоже говорят шахаду, но из-за своих ошибок в вероубеждении они попадут в Ад, искупят там свои грехи и будут введены в Рай. Но если ошибки таковы, что выводят из Ислама, например, секта шиитских исмаилитов, которые называли Али-асхаба, разыАллаху анху, Аллахом, то эти люди будут навечно в Аду.
Изучение акыды важно, так как правильность вероубеждения – это основа принимаемости дел, то есть у нас идут сначала убеждения, затем дела. Но очень много невежественных людей, видя ваххабитов, их бороды, их намаз, думают, что они более набожны, чем обычные мусульмане. И люди удивляются, почему критикуют людей, которые усердствуют в религии. Люди не понимают важность акыды – что они исповедуют. А ваххабиты исповедуют, что Аллах находится на небе, что Он спускается, перемещается… Тогда какие намазы будут приняты? Эти люди исповедуют язычество, они поклоняются своему воображению, а ведь есть четкое высказывание от наших праведных предков: «Что бы ты ни измыслил в своей голове, Аллах отличен от этого».
Рашид Исаев