Как женщины совершали намаз в эпоху Посланника Аллаха(ﷺ) ?
В книге «Муснад» имама Абу Ханифы, рахимахуллах, упоминается:
«Абдуллу ибн Умара спросили о том, как женщины совершали намаз в эпоху Посланника Аллаха (ﷺ). Он ответил, что изначально они сидели в позе тараббу. Затем им было приказано подбирать тело и, склонившись в одну сторону, сидеть на левой ягодице, полностью подобрав тело» (Джами уль-Масанид: том 1, стр. 400).
Тараббу означает сидеть положив одну ногу на другую. Это сообщение показывает, что изначально женщины сидели в позе тараббу, но это веление было позже отменено, и женщинам было велено подбирать свое тело и, склоняясь в одну сторону, сидеть на левой ягодице, полностью подобрав свое тело.
Шейх Абуль-Вафа Афгани пишет:
«Это наиболее достоверное изложение этой главы (имеется в виду глава о том, как женщины должны сидеть во время намаза). По этой причине имам Абу Ханифа сделал это суждение основным относительно данного вопроса в своем мазхабе»
(Таликаш-шейх Абуль-Вафа Афгани аля Китаб ил-Атар лил имам Мухаммад аш-Шайбани: том 1, стр. 208).
Абу Бакр ибн Аби Шайбах сообщает:
«Когда Ибн Аббаса спросили о женском намазе, он ответил: «Она должна подбирать свое тело и, склонившись на одну сторону, сидеть на левой ягодице»»
(Аль-Мусаннаф ли Ибн Аби Шайбах: том 1, стр. 270).
В другом сообщении из книги «Мусаннаф» Ибн Аби Шайбаха (том 1, стр. 270) можно найти следующие слова:
Перевод: Ибрахим сказал: «Женщине следует сидеть, совершая намаз, так, как это делает мужчина».
Эта цитата указывает на допустимость. Тем не менее, Насыруддин аль-Албани вставляет свои слова в это высказывание, таким образом, оно звучит:
«Женщине следует совершать намаз так, как это делает мужчина»
(Сифату Салатин-Набий, стр. 207).
Эта вставка меняет смысл высказывания и вводит в заблуждение.
Следующее сообщение было также процитировано Ибн Аби Шайбахом:
«Халид ибн Ладжладж сказал, что женщинам было велено практиковать тараббу, когда они сидели, совершая намаз, и им не следовало сидеть, как мужчинам, на ягодицах. Это чтобы ничего не случилось»
(Аль-Мусаннаф ли Ибн Аби Шайбах: том1, стр. 270).
Опираясь на эти высказывания, факихи вынесли следующее решение:
«Женщина должна сидеть на левой ягодице, расположив ноги справа от себя, потому как это более скрытное для нее положение»
(Аль-Хидая: том 1, стр. 55).
Упомянутые выше сообщения показывают, что Ибрахим Нахаи вынес фетву в Куфаине в соответствии с этой практикой, то же сделал Муджахидид в Медине, а Хасан аль-Басри – в Басре.
Рашид Исаев
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!