Ислам в современной России
В России последователи ислама проживают практически во всех субъектах Федерации и принадлежат к 40 различным этносам. Регионами компактного расселения российских мусульман являются Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Западная Сибирь.
Большая часть мусульман России проживают в девяти республиках: в Адыгее, Башкирии, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Татарии, Чечне.
Остальные причисляемые к мусульманам граждане проживают на территории различных областей Российской Федерации. В областях Центрального региона — около 3,2 млн чел., в Поволжье — около 1 млн чел., в Сибири и на Дальнем Востоке — около 0,5 млн чел.
В 1937 году мусульмане в стране составляли 5,9 процента, в 1989 году — 7,9 процента, в 1994 году — более 8 процентов населения Российской Федерации. В настоящее время, по экспертным оценкам отечественных специалистов, их количество колеблется в пределах 12–20 млн человек и может составлять от 8 до 12 процентов населения России, а к 2030 году численность российских мусульман может достичь 30 млн человек.
На территории России, начиная с 1990-х гг. активизировалась деятельность всех религиозных конфессий. Но наиболее интенсивное развитие получил ислам. Одним из направлений социальной активности российских мусульман стала деятельность по восстановлению и строительству мечетей. До революции на территории Российской Федерации насчитывалось около 12 тыс. мечетей. Если в 1991 г. в России было 870 зарегистрированных мечетей, то в 2015 г. действовало уже около 8 тыс. В настоящее время в ряде регионов число мечетей превысило дореволюционный уровень. Больше всего их действует на Северном Кавказе, в Татарстане и Башкортостане. Мечети становятся духовными центрами мусульманского населения и опорными точками в процессе массового распространения ислама, а также создания молодежных, женских, духовно-просветительных, благотворительных и других мусульманских общественных организаций.
В СССР кадры мусульманского духовенства готовили в двух исламских учебных заведениях: в медресе «Мир–Араб» (Бухара) и в Исламском институте (Ташкент). Небольшое число выпускников этих учебных заведений направлялось для повышения квалификации в ведущие зарубежные исламские университеты (главным образом в Египет).
После распада СССР в России не оказалось ни одного авторитетного исламского высшего учебного заведения, которое могло бы готовить имамов мечетей и кадры квалифицированного мусульманского духовенства. Поэтому для подготовки квалифицированных имамов, мулл, преподавателей религиозных дисциплин несколько тысяч молодых мусульман были направлены на учебу за рубеж. При этом они неизбежно испытывали влияние культуры и идеологии стран, далеко не всегда созвучных российским традициям и образу жизни. В частности, значительное количество молодежи из России прошли обучение в исламских высших учебных заведениях Королевства Саудовской Аравии. Одной из главных проблем в этой ситуации стало то, что в Саудовской Аравии распространен нетрадиционный для России ханбалитский мазхаб. Поэтому обучение будущих исламских священнослужителей в Саудовской Аравии создает предпосылки для распространения среди российских мусульман нетрадиционных для них мазхабов и иных религиозных течений.
В России постепенно формируется система исламского среднего и высшего образования, в настоящее время насчитывается свыше 80 мусульманских религиозных учебных заведений.
Российские мусульмане не имели в прошлом и не имеют сейчас единого духовного центра. Провозглашение на территории бывшего СССР новых независимых государств и борьба за суверенитет ряда национальных республик РФ привели к изменениям в исламских управленческих структурах. Кроме того, социальными предпосылками этих изменений стали этническая неоднородность, различный уровень образования, разные обычаи и традиции народов России, исповедующих ислам.
В настоящее время в стране насчитывается свыше 80 самостоятельных Духовных управлений мусульман. Относительно большое количество исламских центров в России и напряженные отношения между ними свидетельствуют о наличии серьезных противоречий среди российских мусульман. В последние годы мусульманские организации России объединены вокруг трех центров: Центрального Духовного управления мусульман России во главе с муфтием Талгатом Таджуддином, Совета муфтиев России (председатель, муфтий Равиль Гайнутдин). Мусульмане Кавказа объединены в свой Координационный центр (председатель — Исмаил Бердыев). Правда, нужно иметь в виду, что для мусульман организационное единство — понятие условное, поскольку ислам не предполагает обязательность четкой духовной иерархии, характерной для ряда христианских церквей, а также наличие единого духовно-административного центра в масштабах государства.
За последние десятилетия мусульманские страны создали целый ряд влиятельных международных организаций, активно действующих во всех регионах мира. В России в 1990-е гг. действовали более 60 международных общественных исламских организаций. Международные исламские организации ведут большую культурную и религиозно-просветительскую работу, оказывают многостороннюю помощь мусульманской общине России. Некоторые из них, используя свои большие финансовые возможности, пытаются в той или иной степени контролировать деятельность отдельных региональных общин в России, усиленно стимулируют социально-политическую и религиозную активность российских мусульман. Наиболее активными являются международные организации Саудовской Аравии, Ирана, Турции, Сирии, Иордании.
Многофакторный характер исламского возрождения в современной России имеет различные последствия. Позитивный характер имеет возрастание активности ислама в области благотворительности и духовно-нравственного воспитания верующих. Как и другие мировые религии, ислам в качестве традиционной для России религии (в той мере, в какой он избегает политизации) содействует социальной стабильности, укреплению семьи, общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Негативный социальный характер имеют последствия активизации так называемого «политического ислама» в России. Политизация ислама подпитывает его радикальные течения и способствует распространению радикальных течений, нарушает принципы толерантности.
Сегодня одним из важных направлений совершенствования законодательства в сфере свободы совести и деятельности религиозных организаций должно стать законодательное регулирование как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации деятельности православных, мусульманских и других традиционных для России религиозных организаций в сфере благотворительности и милосердия, духовно-нравственного воспитания молодежи, в пропаганде здорового образа жизни, борьбе против алкоголизма, наркомании, преступности.
В последние годы предпринимаются попытки принятия концептуальных документов, способствующих осмыслению серьезных богословских проблем и объединению мусульман России. В 2013 году принят документ «Татары и исламский мир: концептуальные основы функционирования и развития», в 2015 году — Социальная доктрина российских мусульман, которые нацелены на выработку единой концепции по наиболее важным вопросам исламского богословия и общей позиции в определении места и роли ислама в современной идейно-политической жизни России.
Рафик Мухаметшин. "История ислама в России"