Правда ли, что Куръан при Пророке ﷺ знали только четыре сподвижника?
Фото: Sony Herdiana/ shutterstock.com
Вопрос:
– Вы говорите, что Куръан передало большое множество сподвижников, но я прочитал достоверный хадис, где на вопрос: «Кто собрал (то есть выучил наизусть) Куръан при жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» дан ответ: «Четверо, и все они были ансарами»». Как можно это объяснить?
Ответ:
– Действительно, при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, очень много сподвижников выучили Куръан наизусть полностью. Это приводится в книгах по улюм аль-Куръан (корановедению) от многих ученых Ислама.
А хадис, о котором идет речь в вопросе, следующий:
عن أنس بن مالك - رضي الله تعالى عنه - قال: جمع القرآن على عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم أربعة؛ كلهم من الأنصار: أبي بن كعب، ومعاذ بن جبل، وزيد بن ثابت، وأبو زيد، قلت: من أبو زيد؟ قال: أحد عمومتي.
От Анаса ибн Малика, да будет Аллах им доволен, передается, что он сказал: «Собрали [в сердце, то есть выучили наизусть] Куръан при жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, четверо, и все они были из ансаров. Это были Убай ибн Ка’б, Му’аз ибн Джабаль, Зайд ибн Сабит и Абу Зайд». Его спросили: «Кто такой Абу Зайд?» Анас ответил: «Один из моих родственников по отцу». Хадис привели имам аль-Бухари, № 3699, и Муслим, № 2465.
Имам ан-Навави пишет: «На этот хадис ссылаются некоторые безбожники в своих нападках на Куръан. Но в хадисе не говорится прямо, что никто, кроме этих четверых, не выучил Куръан. Смысл его следующий: обучали Куръану из ансаров четверо, и это не значит, что другие мухаджиры и ансары, не преподававшие его, не знали его» .
В других сообщениях передаются имена тех сподвижников, которые выучили его наизусть при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Имам аль-Мазири приводит имена пятнадцати хафизов Куръана из сподвижников. В достоверных хадисах сообщается, что в день битвы при аль-Ямаме были убиты семьдесят сподвижников, знавших Куръан наизусть. А битва при аль-Ямаме произошла через короткое время после смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Но не все же хафизы Куръана погибли, а это значит, что их было еще больше, чем семьдесят – в Мекке, в Медине и в других центрах исламского мира. Среди них были Абу Бакр, Умар, Усман, Али и другие великие сподвижники, да будет Аллах ими доволен.
Сообщается, что полностью Куръан наизусть знали также следующие сподвижники: Тальха, Са’д, Абдуллах ибн Мас’уд, Хузейфа ибн аль-Яман, Салим, вольноотпущенник Абу Хузейфы, Абу Хурейра, Абдуллах ибн Умар, Абдуллах ибн Аббас, Амр ибн ’Ас, Муавия, Абдуллах ибн Зубейр, Абдуллах ибн Сагиб, Аиша, Хафса, Умм Саляма, Умм Варка, Му’аз Абу Халима, Абу Дарда, Муджамма ибн Джария, Масляма ибн Мухалляд, Анас ибн Малик, Акаба ибн Амир, Тамим Дарами, Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен ими Аллах).
Фото: Sony Herdiana/ shutterstock.com
И это только те, чьи имена переданы в сообщениях. Помимо них, были и другие сподвижники, выучившие весь Куръан наизусть, но не упомянутые в сообщениях (риваят) об этом по имени. Мы видим, что миллионы мусульман в мире сегодня заучивают Куръан наизусть полностью, хотя уровень наших современников далек от уровня религиозности сподвижников. Можем ли мы предположить, что сподвижники не заучивали Куръан? Ведь Куръан был всей их жизнью.
Также имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни в комментарии к этому хадису пишет: «Нет сомнения, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел изучать Куръан у этих четырёх сподвижников. Однако это не означает, что другие сподвижники тогда не знали Куръан наизусть. Были среди них те, кто знал Куръан наизусть не хуже этих четырех».
Итак, мы видим, что великие имамы-толкователи Сунны объяснили, что этот хадис ни в коем случае не может служить доводом на то, что Куръан при Пророке, мир ему и благословение Аллаха, знали только четыре сподвижника.
Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин