Створки киблы этой мечети сделаны из дерева ковчега Нуха (а.с.)
Турецкий поэт Яхъя Кемаль писал в 1922 году: «Мне открылась истина: это государство (Турция) имеет две духовные опоры: азан, который Мехмед Фатих приказал провозглашать с минаретов Айя Софии и который до сих пор слышен с них, и Коран, который султан Селим I приказал читать в Хранилище Священных Реликвий (место, где хранятся вещи, принадлежащие пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует) в Топ Капы».
Айя София – один из символов Стамбула, была построена римским императором Константином в 360 году. Она сильно пострадала от пожара в 404 году и была восстановлена императором Теодориусом в 415 году. Уничтоженное во время восстания Ники в 512 году здание храма было восстановлено императором Юстинианом I. На этот раз для его возведения использовался камень. Новый храм открылся для богослужений в 537 году. Именно его мы можем наблюдать в наши дни.
Здание неоднократно реставрировалось после землетрясений, а главный купол храма долго считался самым большим сооружением подобного рода в мире. Кроме того, Айя София отличалась особо сконструированной системой освещения и акустикой.
Делегация послов из Руси, прибывшая в Византию в 11 веке и принявшая участие в богослужении, рассказывала своим соплеменникам, что чувствовала себя словно на небесах. Таково было воздействие света и звука на тех, кто посещал храм в те далекие времена.
Легенда гласит, что Юстиниан I рассказал, что видел во сне святого, который показал ему изображение святой Софии на серебряной пластине. Архитектор, проектировавший храм сообщил, что видел такой же сон. Этот сон был воспринят как добрый знак и строительство началось.
Еще одно любопытное событие связано непосредственно с турками, но произошло оно еще до завоевания Константинополя.
Когда купол Айя Софии раскололся, то византийский император обратился за помощью к султану Мураду II, и тот прислал к нему своего архитектора по имени Али Наджжар, который сохранил его от обрушения.
По возвращении архитектор якобы сказал султану: «Я наметил места для размещения минаретов».
Даже если это легенда, то все равно можно предполагать, что османы уже заранее планировали превращение Айя Софии в мечеть.
Впрочем, в те времена это было в порядке вещей. (Тут можно вспомнить, например, судьбу мечетей Испании, превращенных в католические храмы).
Превращение Айя Софии в мечеть преследовало прежде всего политическую цель: показать всему тогдашнему «цивилизованному миру», что у Восточно-Римской империи сменился правитель, а именно, им стал представитель мусульманской османской династии. Сменилась также и государственная религия – теперь ей стал ислам, хотя само государство сохранилось.
В остальном же османы придерживались принципов религиозной терпимости, предписываемой Кораном. Основные святыни христианства «Храм гроба Господня» в Иерусалиме и «Храм рождества» в Вифлееме никто не трогал и паломничество христиан к ним во все времена (за исключением времени войн) продолжалось.
Свидетельством тому многочисленные путевые заметки о путешествиях по Святой Земле. Оставленные как католиками, православными, так и протестантами, самым широко известным из которых, конечно же, являются «Простаки за границей» известного американского писателя Марка Твена, посетившего Османскую империю вместе с группой паломников в 1867 году.
Первый минарет Айя Софии был построен еще при султане Мехмеде Фатихе. Его сын Баязид II построил второй, а его внук, султан Селим II пристроил еще два. Вот почему все минареты Айя Софии отличаются друг от друга. Султан Селим II вообще много сделал для храма, фактически восстановив его в 1574 году.
Он и его четверо потомков похоронены во дворе мечети. Их мавзолеи – самые элегантные образцы так сказать, «похоронной архитектуры» Османской империи.
В 1847 году по заказу султана Абдул Меджида знаменитый европейский архитектор Фоссати отреставрировал здание мечети.
Именно в Айя Софии османские султаны совершали молитвы-таравих во время священного месяца Рамадан. В ней также совершались религиозные церемонии в Мавлид.
Османский историк 17 века Эвлия Челеби сообщает, что у Айя Софии была 361 дверь, из них одна – невидимая.
Сообщается, что створки двери в Кибле мечети были сделаны из дерева, взятого от ковчега пророка Нуха, мир ему, в котором он и все живое спаслось во время Всемирного потопа. У современных торговцев считается хорошим делом перед началом трудового дня помолиться перед этой дверью.
Османы считали Айя Софию символом своей власти над бывшей Византийской империей.
После того как в 1918 году войска стран Антанты захватили Стамбул, кое-кто из греков захотел превратить Айя Софию в церковь, водрузив колокола на ее крыше.
В ответ на это последний номинальный султан и халиф уже уничтоженной Османской империи Мехмед VI Вахидеддин расположил 700 солдат, оставшихся у него для личной охраны, вокруг Айя Софии и приказал стрелять в любого, кто попытается водрузить колокола на мечеть. Он также приказал заминировать здание, чтобы взорвать, в случае если оккупанты захотят силой захватить его.
Это позволило Айя Софии просуществовать как мечети еще 13 лет.
В 1931 году главная мечеть бывшей Османской империи была превращена в музей, но, по мнению исламских богословов, в отличие от империи она бывшей не стала и продолжает пребывать в статусе места для совершения поклонения мусульманами («масджид»).
Ильдар Мухамеджанов
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!