Противники Халифата
С 16 века государство Османов взяло на себя обязанность защищать святыни ислама от враждебных посягательств и гарантировало соблюдение законов шариата на своей территории.
После того, как султан Селим I официально принял титул халифа, османские султаны официально признавались в этом качестве в том числе мусульманским населением тех государств, которые не входили в состав Османской империи, в том числе в Индии, Центральной Азии, Индонезии и России.
Стоит отметить, что до самого своего конца Османская империя оставалась самым сильным мусульманским государством, имевшим свои вооруженные силы и теоретически имеющим возможности защищать мусульман во всем мире.
По мере развала экономики и усиления зависимости от промышленно развитых государств этих возможностей становилось все меньше и меньше, а сама слабеющая империя превратилась в объект экспансии европейских колониалистов.
В конце 19 века Великобритания, исходя из своих интересов, взяла курс на раздел Османской империи. Согласно этим планам Аравийский полуостров и бассейн рек Тигр и Евфрат должны были стать зоной британского господства. Еще раньше англичане навязали договоры эмирам Маската, Катара, Бахрейна и Договорного Омана (нынешние Объединенные Арабские Эмираты).
Используя старинное правило, известное еще со времен Римской империи: «разделяй и властвуй», англичане делали ставку на то, чтобы посеять вражду между арабами и турками и в этом деле, наряду с разжиганием арабского национализма, они использовали вопрос о халифате.
Английские политические агенты тонко играли на самолюбии арабской знати, которая болезненно переживала свою «второсортность» по отношению к османскому правящему классу, который не делал акцента на благородном происхождении шейхов многочисленных бедуинских племен и, хотя и учитывал статус шерифов Хиджаза и Неджда, но держал эти территории под контролем своих губернаторов.
Один из старейших и опытнейших администраторов Британской Индии Джордж Бирдвуд прямо называл османских халифов «узурпаторами» и заявлял, что «право на высшее достоинство принадлежит шерифу Мекки» и призывал к передаче халифата от «потенциально враждебных» «более гибким» людям. Ему вторил британский дипломат Джеймс Зохраб, много лет проработавший в Османской империи. Он заявлял, что авторитет мекканского шерифа сравним с авторитетом османского султана. Кроме всего прочего, Зохраб открыто призывал к отделению Хиджаза от Османской империи.
Американо-израильский специалист по Ближнему Востоку Мартин Крамер в своей книге «Islam Assembled»( NewYork Columbia University Press 1986) описывая эти предложения Зохраба употребляет слово affiliation, что в самом широком смысле может означать и «присоединение», и «союз». В любом случае, ни о какой независимости Хиджаза в случае реализации этих планов речь не шла.
Зохраб подчеркивал, что в этом случае у Англии появляется еще один инструмент воздействия на мусульман, причем не только в Индии, но и за ее пределами. Развивая свою мысль, он говорил, что турецкие султаны, попав в зависимость от «христианских» держав, более не являются истинными заместителями (халифами) пророка и лишь представители благородного рода Курейш могут быть таковыми. Далее Зохараб предлагал столицей нового халифата сделать Дамаск (не случайное совпадение?).
Пока же, для временного пребывания проанглийского «халифа», он предлагал Египет, аннексированный у Османской империи в 1882 году. Следует добавить, что Зохраб выражал взгляды так называемой «средневосточной группировки», возглавляемой вице-королем Индии лордом Керзоном в английской политической элите.
Публичным глашатаем этой позиции был избран английский поэт Уилфрид Блант. Пусть это никого не удивляет. Хитрые английские политики умели работать с общественным мнением в своей стране. Подобно тому, как во времена Греческой революции и борьбы за независимость от Османской империи для ее пропаганды был использован известный и популярный английский поэт Джордж Байрон, Блант, личный друг клана Черчиллей, был уполномочен пропагандировать взгляды «средневосточной группировки», в том числе и во властных структурах.
Собственно, Блант так и писал о себе: «То, что Байрон сделал для Греции и тем самым обессмертил свою душу, то и я должен сделать для Аравии. Это моя мечта». Подобно тому, как Байрона «влюбили» в Грецию, убедив его в том, что именно эта страна есть не что иное как наследница великой античной цивилизации греков, от которой пошла европейская цивилизация, Бланта заинтриговали Аравией, по которой ему было устроено турне с помощью английских дипломатов, которые убедили его в том, что турки – «ненастоящие» мусульмане, а вот арабы могли бы возродить былое величие исламского мира.
Именно Блант на встрече с премьер-министром Англии Гладстоном в 1880 году убеждал его, что «Стамбул может быть лишен функции [столицы халифата], имеющей для него жизненно важное значение, и Англии, как защитнице Халифата, передаст в ее распоряжение все силы, которыми Ислам в данное время располагает. Это единственное решение, которое сможет сохранить Индию навсегда для нее». (Memoir on the Position of the Ottoman Sultans towards Islam"). Этот меморандум был отпечатан для служебного пользования и распространялся в Министерстве иностранных дел Великобритании.
(Разве меморандумы какого-нибудь поэта «с улицы» будут распространяться в английском МИДе просто так, да и кто пустит какого-то рифмоплета на встречу с премьер-министром?)
В своей книге «The Future of Islam», изданной в Лондоне в 1882 году, касаясь выдвижения кандидатуры нового халифа в противовес османскому султану, он писал открытым текстом: «Появление легитимного кандидата… разделит мухаммеданский мир на два враждебных лагеря и, в конце концов, станет причиной для распрей и болезненной раной [внутри него]».
До поры до времени эти планы, озвучиваемые самым неожиданным образом, придерживались, ожидая удобного времени для реализации. Остается только удивляться, что тема халифата разрабатывалась английской политической элитой еще более 150 лет назад и начала последовательно воплощаться в жизнь около 100 лет назад – в годы Первой мировой войны, когда была предпринята попытка создания «халифата» во главе с шерифом Мекки, трансиорданским эмиром Хуссейном. (См. статью «Сколько не говори «халифат»…)
Ильдар Мухамеджанов
Сделайте репост этой статьи на Facebook!