• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как мелодии дервишей вдохновили знаменитого Людвига ван Бетховена

Время чтения: 3 мин
5304

Всемирно известный композитор Людвиг ван Бетховен (1770-1827) был вдохновлен ритуальной музыкой дервишей мевлеви.

Так утверждает профессор университета Йедитепе в Турции Феза Тансуг, который занимается исследованием происхождения различных музыкальных произведений.

При этом он уточняет, что сам Бетховен, скорее всего, не мог слышать оригинальных мелодий дервишей, а использовал нотную транскрипцию, сделанную французским путешественником Жаном Антуаном дю Люаром, который опубликовал нотную запись ритуальной музыки дервишей мевлеви в Париже в 1654 году.

Примерно через 160 лет Бетховен написал свой опус «Хор Дервишей», который вошел в число восьми музыкальных пьес, объединенных общим названием «Руины Афин». Впервые этот цикл музыкальных произведений был исполнен в 1812 году на церемонии открытия императорского театра в Пеште.

У Бетховена есть еще одно произведение, гораздо более знаменитое, чем «Хор Дервишей», – «Турецкий марш», также навеянный османскими мотивами.

«Я не говорю о том, что этот гений (Бетховен) позаимствовал мелодию целиком, но он был вдохновлен музыкой мевлеви, когда сочинял «Хор Дервишей», – говорит Тансуг.

В пользу этого говорит тот факт, что мелодия выполнена в одной минорной тональности без заметного присутствия музыкальных гармоний, свойственных западной музыке.

Нотные записи мелодий мевлеви делали и другие западные путешественники, например, Ферриоль.

По словам Тансуга, османская культура и музыка был очень популярны в Европе, особенно в XVII–XIX веках. Османский стиль вдохновлял художников и композиторов, также в моде была одежда в османском стиле.

Европейские музыканты использовали такие музыкальные инструменты, как цымбалы и большие барабаны, бывшие неотъемлемой частью янычарских оркестров.

Не стал исключением и «Хор Дервишей», при исполнении которого используется такой типичный османский музыкальный инструмент, как кастаньеты.

«Хор Дервишей» был написан вскоре после того, как Вольфганг Амадей Моцрат сочинил знаменитое «Рондо аля Турка». Другой европейский композитор – Йозеф Гайдн также был вдохновлен турецкой военной музыкой и часто использовал турецкие музыкальные инструменты при исполнении своих сочинений.

«Хор Дервишей» так впечатлил французского композитора Камиля Сен-Сана, по словам Тансуга, признанного мастера музыкального ориентализма, что он написал версию этого сочинения для фортепиано.

После того, как он услышал музыку мевлеви во время посещения Каира, Сен-Сан выразил уверенность в том, что Бетховен был вдохновлен именно этой музыкой, о чем и написал одному из своих друзей в 1897 году, имея ввиду «Хор Дервишей»: «По моему мнению, невозможно, чтобы Бетховен написал эту музыку лишь интуитивно. Он должен был иметь в своем распоряжении некий первоисточник».

По мнению Тансуга, Бетховен широко использовал музыку разных народов для своих сочинений. Бэла Барток – широко известный венгерский композитор также писал более века назад, что Бетховен был вдохновлен хорватской народной музыкой при написании Шестой симфонии.

Конечно, многие музыковеды оспаривают влияние народной музыки на творчество этого композитора, но хорошо известно, что все новое – это хорошо забытое старое, и для одарённого человека, внешняя зацепка, даже малый намек на сюжет может стать толчком к созданию шедевра в музыке, в живописи, в литературе.

Другое дело, что не все великие могут это признать, ведь склонность присваивать все лавры успеха исключительно гениальному автору существует, и ради славы многие готовы оставить в тени тех или то, что помогло им в процессе творчества.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle