Как ислам относится к коррупции?
В 94 аяте суры «Пчелы» сказано: «Не продавайте данные Аллаху обеты за ничтожную цену, ибо для вас лучше то, что у Аллаха, если бы вы только знали!»
Здесь под «ничтожной ценой» имеется ввиду мирская жизнь и ее цели. Не важно, какими великими бы они не казались по сравнению с Жизнью Вечной. По сравнению с ней даже весь этот мир и все его богатства окажутся «ничтожной ценой».
Тот, кто гонится за благами этой жизни, не задумываясь о Жизни Будущей, заключает своеобразную сделку, результатом которой будет полный убыток, потому что пренебрег высшим благом и вечным блаженством в обмен на быстро исчезающие эфемерные удовольствия этого мира.
Истинно разумный человек не сделает такого выбора.
Один из признанных и авторитетных толкователей Корана ибн Атийя аль-Андалуси, автор тафсира «Аль мухаррар аль-Ваджиз фи тафсир аль-Китаб аль-Азизиз» утверждает, что если для человека что-то обязательно для исполнения, то это – договор с Аллахом. В процессе оценивается качество выполнения этого договора и вознаграждение за это. Нарушение своих обязанностей без компенсации означает нарушение договора с Аллахом.
Из этого можно сделать вывод, что любые виды взяток незаконны. Например, государственный служащий, который получает зарплату за свою деятельность, как бы заключает договор с Аллахом, что он будет выполнять работу, порученную ему за жалованье.
Теперь, если такой служащий попросит в обмен на выполнение своих обязанностей некое вознаграждение и будет задерживать и саботировать исполнение дела до тех пор пока не получит его, то он нарушает договор с Аллахом.
Таким же образом делать что-то, что не входит в его обязанности, за взятку, также означает нарушение договора с Аллахом».
В тафсире «Аль-Бахр аль-Мухит» Абу Хайяна аль-Гарнати, где содержится вышеприведенное мнение ибн Атийи дается определение взятки (ришва) с точки зрения исламского права: взимание должностным лицом денег за работу, исполнение которой входит в круг его обязанностей или взимание денег за то, что является нарушением этих обязанностей, и что это должностное лицо ни в коме случае не должно делать, является взяткой.
То, что всевозможные блага этого мира – временные находит подтверждение в следующем по счету аяте: «То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда». (Коран; 16,96). Под словами «То, что есть у вас» имеются ввиду мирские блага, а под словами «…то, что есть у Аллаха» имеется ввиду Его вознаграждение или наказание в Судный день, которое продлится вечно.
Все земные устремления и желания исчезнут, но останется результат действий для их достижения, и за это человек ответит перед Аллахом.
Некоторые могут подумать, что здесь речь идет лишь о материальных вещах, но в выражении «то, что есть у вас» многие улемы понимают не только материальное выражение желаний, но так же и все чувства, которые были связаны с их удовлетворением.
Это могли быть радость и печаль, боль и наслаждение, болезни и исцеления, удовлетворение и разочарование. Все эти эмоции неотделимы от материального мира, но все они временны и проходят.
Остаются лишь последствия, за которые человек ответит в Судный день, и за которые его будет ждать награда или наказание.
Ильдар Мухамеджанов