Суфийские легенды: как ислам проник в Сибирь
Фото: elements.envato.com/ PixelSquid360
В период Позднего Средневековья большинство тюркских и татарских народов на юге Западной Сибири приняли ислам.
Начало этому положила религиозная традиция Золотой Орды, на северо-восточном краю которой некогда располагалась Сибирь. Тогда эти земли находились под властью потомков Шибана – младшего брата Батыя. В XV-XVI веках сибирские Шибаниды (то есть, потомки Шибана) основали два ханства: Тюменское и Сибирское. Но легенды связывают проникновение ислама в эти края с представителями двух суфийских орденов: Йасавийа и Накшбандийа.
Суфизм – это мистическое направление ислама. Помимо самого учения оно включает аскетичный образ жизни последователей, их объединения и практики. Говорят, что знатоки мусульманского права назвали суфизм внутренней стороной шариата, отвечающей за духовное совершенствование верующего.
Одним из отличий ордена, основанного Хазратом Султаном – Йасавийа, от тариката (то есть, ордена) Бахауддина Накшбанди является приверженность к «громкому прославлению Всевышнего». «Громкий зикр» подразумевает прославление Аллаха всем телом, иногда напоминая танец – в такой момент у шайтана нет ни единого шанса отвлечь человека от поклонения.
Длинные свитки рукописей хранят суфийские легенды Западной Сибири. Один конец бумаги намотан на деревянную катушку, украшенную орнаментом и помещенную в кожаный или тряпичный футляр. Рукописные свитки называются «шаджара» – с арабского переводится как «родословное древо» – они сакральны и никогда не изготавливались по заказу.
Выдержки из текста произносились во время обрядовых действий, связанных с поминанием усопших. Шаджара, как и прочие мистические книги и рукописи со святых мест, передавались смотрителями святых могил из поколения в поколение.
Могилы святых или места, где ранее находились мавзолеи мусульманских «авлийа» (то есть, святых) называются «астана» и особо почитаемы у сибирских татар. Библиотека смотрителя гробницы в ауле Улуг-Буран содержит рукопись «Шаджара святых из страны Мавара’аннахр».
Фото: elements.envato.com/ 2ikononova
Шаджара – это еще и одна из древних форм знаний о прошлом. Данная «Родословная святых…» начинается с именем Всевышнего и повествует о 1130 году хиджры. Легенда переносит читателя в Досточтимую Бухару времен Абу Лайси Самарканди.
Там святой ходжа Бахауддин собрал авлийа из разных городов. Бывают два вида святых согласно рукописи. Первые – получившие помощь от пророков для обретения пути к Всевышнему, вторые добились этого послушанием. Из Досточтимой Бухары в Ичтякский юрт отправились 336 святых в качестве ключа веры. Они спустились по реке Ишим и вступили в битву с ичтяками, которых было больше, чем сора на земле.
Многие святые пали шахидами на поле боя, растянувшемся по земле, воде и болотам. В низовьях реки Иртыш остались могилы павших воинов. В Досточтимую Бухару вернулись 66 мусульман. На оставшихся ичтяков пало проклятие святых. Они стали «дивана» – помешанными, не могли ни есть, ни пить. Остальные бродили по обоим берегам Иртыша и повторяли: «хатин хытай», затем ушли в верховья реки и стали именоваться Хытай-хат Хотан.
Оставленный Ичтякский юрт был безлюден девять или девяносто лет, некоторые говорят, что целый век. Во времена хана Мурада его сын Тайбуга основал Сибирское, или как гласит легенда – Искерское ханство. Вместе с пятьюстами человек прибыли ахун этого шаха, мирза, султан и имам. Завершает повествование перечисление могил святых и «силсила» – генеалогия смотрителей, где упоминаются йасавийские суфии.
Более поздняя рукопись, хранящаяся в Тобольском музее, рассказывает похожую легенду, но указывает 797 год. По разрешению и указанию господина ишана ходжи Бахауддина Накшбанди 366 святых из разных городов стали его искренними учениками – «мюридами». Эти авлийа делили свое бытие на три части: молитва и тайное прославление Аллаха, обучение народа науке, сражения с язычниками. Когда наступало время войны, они были вместе в благородном присутствии ишана ходжи Бахауддина.
Фото: elements.envato.com/ oxygen2608
Однажды после утреннего намаза ходжа обратил шейхам свой благородный лик и рассказал о том, как халиф Али, да возвеличит его Аллах, обратил в ислам половину Хытая. Но некоторые из них, возмутившись, бежали к берегам реки Иртыш. Там эти люди стали жить вместе с племенами язычников. Тогда ишан Бахауддин дал своим мюридам «иджазу» (то есть, разрешение): распространить среди многобожников ислам. «Ваш приказ – над нашими головами!», – воскликнули 366 конных шейхов и отправились в Средний йуз степи Дийар.
Там они стали гостями хана Шибана. Узнав положение дел, хан вооружил 1700 бахадуров и отправился вместе со святыми к берегам реки Иртыш, чтобы учинить великую войну. По течению реки ни осталось ни одного места, где бы ни сражались шейхи и войско Шибана. Лицо земли стало тесным для язычников, много их полегло. Но те, что выжили и не убежали со страху, приняли веру.
1448 бахадуров пали шахидами, а 222 из них ушли в степь Дийар. Шибан стал именоваться Вали-хан, то есть предводитель святых, так как он учинил войну вместе с авлийа. 300 конных шейхов пало, а выжившие остались объяснять столпы веры языческим племенам. 63 святых позже вернулись в Досточтимую Бухару, чтобы сообщить положение дел господину ходже Бахауддину.
Рукопись завершают перечисление астана и силсила – цепь преемственности смотрителей за могилами святых, павших в священной войне. Эти шаджара по-прежнему остаются источниками знаний о прошлом, в том числе для научных специалистов. Но исследователи ставят под сомнение достоверность самого сюжета о 366 святых, сокрушающих язычников на берегах реки Иртыш. Однако, важно понимать: несмотря на мифичность, легенды являются частью мусульманской традиции Западной Сибири.
Лев Аллаха: досточтимый Али (р.а.) – четвертый праведный халиф
Динар Зигангиров