Мусульмане Донбасса: как складывались судьбы народов и их духовные традиции
Фото: wikornr/ elements.envato.com
Воссоединение Донбасса с Россией придало мощный толчок к национальному возрождению и развитию всех проживающих в регионе народов.
Традиции мусульманской культуры, начиная с эпохи средневековья получили широкое распространение и на территории Донецкого края, во многом разнообразив местную историю и культуру. Период Золотой Орды, связанный с утверждением в Восточной Европе степной империи, способствовал распространению мусульманских традиций здесь. Так складывались не только судьбы народов, но и их духовные традиции, нормы быта и морали, которые определяли повседневную жизнь.
О распространении ислама в Среднем Подонцовье и Северном Приазовье в XIII-XV веках свидетельствуют археологические памятники – городища и погребальные сооружения. В XVI-XVIII веках юг Донбасса относился к Дикому полю, населяемому ногайцами, подконтрольными Крымскому ханству.
Русско-турецкая война 1735-39 годов привела к подчинению ханства Российской империи. После этого началось заселение территории Донбасса разными народами: много русских и украинцев, сербов, а также греков, кроме того, немцев и евреев.
За многовековую историю в регионе сложилось единство наций, которые во все времена жили в мире и согласии. Особенностью населения Донецкого края на протяжении ХХ века остается его разнообразие. Самая многочисленная этническая группа здесь, после русских и украинцев, – крымские татары.
Первые поколения татар знали основы религии и арабский язык; пионеры следовали всем предписаниям веры, но по каким-то причинам традицию не передали следующим поколениям. Отчасти это объясняется атеистической пропагандой советского государства.
Перемены наступили с «перестройкой». В конце 80-х в Донецке появилась татарская общественная организация «Звезда Пророка», на долгое время ставшая единственной, представляющей донецких мусульман. Татары оставались наиболее массовой группой Донбасса, традиционно исповедовавшей ислам. Через десятилетие представители Средней Азии, Азербайджана и Закавказья существенно преобразят картину.
Фото: kseniasol/ elements.envato.com
Первая и до сих пор самая большая мечеть в Донбассе открылась в 1997 году. Место поклонения получило название «Ахать-Джами» по имени предпринимателя Ахатя Брагина, на чьи деньги началось строительство. Во время наиболее яростных обстрелов Донецка в 2014-2015 годах мечеть серьезно пострадала: несколько мин упало и взорвалось на ее территории. Один из снарядов пробил купол. В настоящее время культовое сооружение полностью функционирует.
Авторы работы «Малые народы Донбасса» – исследователи из Донецкого государственного университета Анна Ефимова и Анна Зайцева – отмечают критику российской стратегии на территории Украины: «Казалось бы, сам Бог велел командировать из Москвы, Казани или Уфы кого-нибудь в Донецк, чтобы возглавить тут татарско-исламскую общину в начале 90-х годов…».
Однако, вместо этого, энтузиазм проявили религиозные проповедники из Турции и арабского мира. Турецкие подданные учили русский и даже татарский языки для общения с местными, но определенная дистанция между священнослужителем и прихожанами сохранялась.
Тем не менее, ислам в Донбассе абсолютно далек от экстремистских течений. Духовное управление мусульман Донецкой Народной Республики укрепляет взаимодействие с российскими единоверцами. Это было подчеркнуто на прошедшей в Донецке конференции «Ислам в России перед лицом внешних угроз», организованной совместно с ДУМ Республики Татарстан и Луганской Народной Республики в ноябре 2024 года.
Сегодня наибольшее количество татар региона проживает в Северном Приазовье, где исторически сложилась их самая крупная диаспора. Трепетное хранение традиций своих предков помогает объединиться общими корнями с другими народами донецкой земли, питая свободный и гордый характер местных жителей. В Донбассе дружба народов воспринимается как норма, образуя предпосылки для общероссийского прогресса в будущую цивилизацию.
Динар Зигангиров