Минтимер Шаймиев: "Такой человек, как Чингиз Айтматов, просто не мог не появиться"
Гуманист, популяризатор идеи национальной идентичности и культурного многообразия, общественный деятель, лауреат Ленинской премии и трёх Государственных премий СССР, Европейской литературной и Международной премии имени Джавахарлала Неру, обладатель высшей награды правительства Турции за вклад в развитие культуры тюркоязычных стран, писатель, получивший поистине народное признание на территории постсоветского пространства. Всё это об одном человеке – о Чингизе Айтматове, который оставил неизгладимое впечатление не только в умах и сердцах, но и в судьбах тюркского мира.
Неудивительно, что в один прекрасный момент было принято решение регулярно проводить Айтматовские чтения. Впервые они прошли в Москве, организовывались и в Бишкеке. А в этом году III Международный форум писателей и интеллектуалов «Айтматовские чтения – за диалог культур» провели в Казани, которая в жизни писателя сыграла важную роль.
Нельзя не отметить, что в рамках Айтматовских чтений действовала выставка «Вселенная Чингиза Айтматова», которая знакомила каждого желающего с основными произведениями писателя, исследованиями учёных, посвящённых жизни и творчеству Айтматова.
Гений Чингиза Айтматова и всеохватная любовь к миру
По словам Макзюма Салахова, президента Академии наук Республики Татарстан, Чингиз Айтматов является ярким символом взаимодействия культур и цивилизаций.
- В его произведениях нашли отражение практически все проблемы современного развития мира и личности. Неслучайно к его творчеству привлечено пристальное внимание не только его земляков, но и по всему миру. Мы благодарны ведущим деятелям культуры, учёным и писателям Кыргызстана, Казахстана, Азербайджана, Турции, представительствам соответствующих структур регионов России за то, что они смогли выделить время и приехать в Казань, принять участие в Айтматовских чтениях, тема которых связана с судьбой человека в постоянно и стремительно глобализирующемся мире. Отдельные слова признательности хочется выразить Группе стратегического видения «Россия – исламский мир» за постоянно внимание к айтматовской теме.
Стоит отметить, что в современных реалиях Группа стратегического видения «Россия – исламский мир» ориентируется на те позиции, которые были сформулированы на первом этапе её деятельности отцам-основателями – Евгением Примаковым и Минтимером Шаймиевым. Среди главных вдохновителей этих идей был и Чингиз Айтматов.
Как отметил в ходе торжественного открытия чтений Государственный советник Татарстана, первый Президент Республики Татарстан, один из основателей Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» Минтимер Шаймиев, проведение Айтматовских чтений связано с решением актуальной задачи, а именно с диалогом культур в мире, диалогом культур между народами.
- Это планетарная задача, стоящая перед нами. Потому что это мощная мягкая сила, только через неё просматривается надежда найти общий язык в этом противоречивом мире. Мы пожинаем плоды научно-технического прогресса и глобализации и должны находить пути мирного сосуществования. Не случайно на нашей встрече присутствуют представители разных стран, наших братских и дружественных народов, писатели, деятели культуры, учёные. Мы должны уметь слушать друга, обмениваться мнениями, попытаться понять, что нам предстоит сделать. Очень логично, что проведение «Айтматовских чтений» тесно связано с деятельностью Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир». В своё время Евгений Максимович Примаков возглавил эту группу. Это человек большого, планетарного масштаба по своему видению мира. Таким же был и Чингиз Айтматов. Такой человек, как Чингиз Айтматов, просто не мог не появиться.
Минтимер Шаймиев напомнил собравшимся, что достаточно долгое время России не было даже в числе наблюдателей в Организации Исламской Конференции (ОИК, сейчас ОИС):
- Когда наша страна стала в числе наблюдателей, то началось продвижение. О России начали рассказывать. Я должен сказать, что тогда в рамках Группы мы выступали в ряде арабских стран. Однажды я выступал в Кувейте, по просьбе Евгения Максимовича, поскольку он сказал, что у него нет возможности поехать туда. Я сказал тогда в своём выступлении, что наша страна провела 70 лет в атеистическом обществе. Я немного разъяснил собравшимся, что такое атеизм и как он существовал в нашем обществе на протяжении 70 лет. Когда я назвал им цифры, что до начала перестройки в Татарстане остались всего 23 мечети. Когда я сказал, что сейчас их 1400 и нам необходимо больше, зал взорвался аплодисментами. Потому что заключение из этого такое, что вера неистребима! Это действительно так. Это надо усвоить. Каждый из нас должен понять свою роль, что он может сделать на благо общества. Поэтому повторюсь, нам надо встречаться, обмениваться мнениями и находить общие пути решения. Безусловно, в наше время нам легче создавать межкультурный диалог.
Завершая своё выступление первый президент Республики Татарстан рассказ участникам чтений свою историю личного знакомства с писателем.
- Я был счастлив удостоиться чести общаться с Чингизом лично. Когда в 2008 году Айтматов приехал к нам в республику, чтобы посетить могилы предков своей матери в селах Бурбаш и Маскара, у него, к сожалению, обострилось недомогание.
Становление и развитие отношений между Россией и исламским миром: вклад Айтматова и Группы стратегического видения
Среди участников Международного форума писателей и интеллектуалов «Айтматовские чтения - за диалог культур» присутствовал и Халит Ирен, генеральный директор ИРСИКА, который отметил важность и необходимость проведения подобного уровня мероприятий в Казани, городе, несущем на своих плечах многовековую культуры не только татарского, но и других народов.
- В своих искусных работах Айтматов рассказывал об общей памяти народов Центральной Азии, раскрывал образ обычного человека. Стоит особо подчеркнуть, что мусульманские общины в России и Центральной Азии имеют богатое историческое и культурное наследие. Они имеют сходные черты языка, социальных традиций и веры. В то же время они терпимо относятся к существованию других языков, культур и религиозных общин. Всё это нашло отражение в каждом его романе, в каждом небольшом рассказе, во всей его жизни. В своих искусных работах он подчёркивал культурные и социальные аспекты общего наследия, рассказывая о нашей общей памяти...
Отметив, что ИРСИКА является культурным филиалом Организации исламского сотрудничества, Халит Ирен обратил внимание собравшихся на расширение культурного взаимодействия между исламским миром и Российской Федерацией, что не может не радовать.
- Мы уже организовали пять международных конгрессов, посвящённых изучению истории цивилизации и культуры народов Волго-Уральского региона. Первые два конгресса прошли в Казани, следующие два – в Уфе, а последний – также в Казани. Также ИРСИКА принимает активное участие в заседаниях Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир» и проводимых Группой ряде важных мероприятий, посвящённых актуальным проблематикам современного общества. Надеемся, что это далеко не последнее наше совместное мероприятие.
По словам исполнительного директора Фонда стратегического диалога и партнёрства с исламским миром Эльмиры Садыковой, основная цель Айтматовских чтений – анализ актуальных проблем культурной среды общества в контексте формирования личности.
- Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием литературы. Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума, это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов, литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её. Литература развивает разум и чувства, она стирает границы времени. Чингиз Айтматов с первых же своих произведений заявил себя писателем, который понимал сложные проблемы бытия. Он изображал в своих произведениях непростые драматические ситуации, в которых оказываются люди сильные, честные. И они сталкиваются с не менее сильными противниками. Поэтому нравственно-этический контекст произведений Чингиза Айтматова позволяет рассматривать его творческое наследие как нечто единое целое, пронизанное лейтмотивными линиями, состоящими из утверждения принципов добра.
Иссык-Кульский форум и Айтматовские чтения – сохранение традиций
Обращаясь к участникам форума, Динара Джумабаева, заместитель президента Международного Иссык-Кульского форума им. Ч. Айтматова (Бишкек, Кыргызстан), отметила, что кыргызская делегация уже успела посетить Кукмор, в котором проживала бабушка великого писателя Чингиза Айтматова и откуда сам писатель ведёт свои корни, поблагодарила министра культуры РТ Ираду Аюпову за то, что в республике особое внимание уделяется именно культурной составляющей жизни человека, в том числе не забывается и деятельность самого Чингиза Торекуловича.
- Только творчество может объединять всех нас. Надеюсь, что молодёжь, которая присутствует сегодня в зале, станет в скором будущем нашей творческой интеллигенцией и поведёт за собой.
Пользуясь случаем, Динара Джумабаева более подробно рассказала собравшимся об истока и целях форума, учреждённого Чингизом Айтматовым.
- В 1986 году наш прославленный земляк Чингиз Айтматов пригласил к себе в гости на берега кыргызской жемчужины несколько человек — известных интеллектуалов мирового масштаба, среди которых были бразильский писатель Габриэль Гарсиа Маркес, американские драматурги Артур Миллер и Джеймс Болдуин, английский писатель и актер Питер Устинов, футурологи Олвин и Хейди Тоффлер и другие, чтобы обсудить с ними серьёзные проблемы развития общества, выдвинутые реалиями ХХ и уже близкого ХХI веков. Форум тут же назвали «Айтматовским клубом». Следующий, второй форум, состоялся в 1997 году. Участники этого своеобразного клуба впоследствии почти ежегодно гостили друг у друга в разных странах мира, обсуждая насущные темы современности. В октябре 1986 г. с участниками форума встречался в Кремле тогдашний лидер СССР М. Горбачев. После второго форума, в 1997 г., его участники отметили: «Иссык-Кульский форум в качестве клуба интеллектуалов стал одним из первых предвестников грядущих эпохальных изменений».
«Чингиз Айтматов – это личностное, моё»
- Чингиз Айтматов – это всепланетарная личность, это поиск смыслов, это личностное, моё, то, что я вижу в этом мире через его произведения. Он был одним из первых, кто выступал против разрушения идентичности нации, ибо разрушение идентичности ведёт к вымиранию. Об этом он говорил всегда, в каждом своём произведении, в каждом своём образе, в каждом поступке, - отметила Лейла Фазлеева, заместитель премьер-министра РТ. – Наверное, в эпоху глобальных перемен это самое главное – увидеть в каждом из нас идентичность, сохранить и тем самым добиться многообразия вопреки глобализации и стиранию ценностей, которые принадлежат каждому человеку и человечеству в целом.
Язык слова всегда способен объединить людей. Именно слово тот инструмент, с помощью которого можно добиться не только диалога, но и полилога что сегодня характеризует глобальный мир.
- Никто никогда не сможет отменить человеческие ценности – мир, добро, справедливость, объявленные действия, действия во имя блага человека, желание сделать мир лучше. Как много лет назад Чингиз Айтматов пророчески заявил об объявленных действиях через образ учителя. Все вместе мы меняем мир к лучшему, в том числе и через произведения Чингиза Айтматова.
Также в рамках III Международного форума писателей и интеллектуалов «Айтматовские чтения» прошёл круглый стол, в рамках которого была поднята роль национальной литературы в условиях глобализирующегося мира. Завершающим мероприятием Айтматовских чтений стала презентация получасовой картины режиссёра Григория Нахапетова, в котором автор постарался хоть немного, но от разить широту и величие личности Чингиза Айтматова, в том числе через воспоминания о нём лидеров государств постсоветского пространства, его коллег и ценителей искусства.
- Мне очень приятно принимать участие в таком масштабном мероприятии, а тем более презентовать мой фильм, который стал возможен благодаря участию Группы стратегического видения «Россия – исламский мир»,- отметил режиссёр картины. – Этот фильм состоит из двух частей. В первой части, которая сейчас находится на стадии завершения, рассказывается о восхождении Айтматова как писателя, о его татарских корнях. А вторая часть фильма, которую мы и представляем вашему вниманию, повествует о его деятельности как политика, как человека, который связывает два мира – Восток и Запад, Север и Юг. Так сложилось, что сейчас Айтматова нет с нами, но диалог, который был начат, продолжается. Свидетельство тому – наш сегодняшний форум. Символично, что он проходит в Казани, городе, где нет места межнациональным или межрелигиозным распрям, где все живут в мире и согласии, бок о бок на протяжении многих десятилетий. Это тот город, который является собой наглядный пример диалога культур.
Ильмира Гафиятуллина