Конец войны или пауза: как медиа Ближнего Востока видят будущее Газы
Фото: biljanan6 / elements.envato.com/ru 
Шепот мира в грохоте войны
Перемирие между Израилем и ХАМАС, достигнутое при посредничестве США, вступило в силу в ночь на 10 октября. Израиль отвел войска к буферной зоне вокруг Газы, палестинцы начали возвращаться к своим домам, а ХАМАС освободил всех оставшихся в живых заложников. Каково мнение медиа ближневосточного региона об этом событии и действительно ли войне в Газе положен конец?
Египетские публицисты видят в перемирии новые возможности для страны, открывшиеся после мирного саммита в Шарм-эль-Шейхе 13 октября. Как отмечает Мохамед Эль-Сайед Салех из издания «Аль-Масри аль-Юм», для реализации этого потенциала нужны конкретные действия. Однако он сомневается в способности нынешних экономических руководителей провести необходимые реформы, ссылаясь на их прошлые ошибки и излишнюю зависимость от предписаний МВФ.
Кроме того, египетский публицист обращается к памяти о прошлом как к важному фактору настоящего прогресса. Он констатирует, что, хотя вооруженные силы Египта системно чествуют героев Октябрьской войны 1973 года, роль гражданских секторов в том арабо-израильском противостоянии остается недооцененной. По его мнению, для подлинного успеха недостаточно опираться на международные достижения – необходимо честно оценивать внутренние проблемы и справедливо сохранять историческую память.
Газа после войны: обманчивая тишина, пришедшая на руины
Фото: shutterstock.com. Автор: Anas-Mohammed. 
В кувейтских СМИ также вспоминают события прошлых лет. Доктор Абдулрахман Аль-Джиран в газете «Аль-Рай» рассматривает решение Великобритании признать Палестину как проявление «позднего политического сознания» – способности учесть права палестинского народа, забытые со времен Декларации Бальфура 1917 года. По мнению автора, высшая форма гражданского сознания возникает, когда интересы людей во власти естественно совпадают с общественными.
Англия достигла этого не благодаря превосходству, а в силу уникальных обстоятельств: островное положение ослабило авторитаризм, а торговля создала баланс между классами, позволив разным группам участвовать в политике. В противовес этому в арабском мире стремление к такой зрелости сталкивается с глубокой партийной и племенной рознью. Эти группы, как считает кувейтский автор, подменяют национальные интересы лояльностью лидерам.
Его коллега, доктор Халед Ахмед Аль-Салех, призывает сосредоточиться на целостности Газы, в том числе и психологической. Он полагает, что арабский мир должен выйти за рамки материальной помощи и сосредоточиться на лечении глубоких психологических ран, нанесенных войной жителям Газы, особенно детям. Для этого необходима комплексная программа, включающая создание центров психологической помощи и подготовку местных специалистов.
Одновременно, по его мнению, нужно восстанавливать социальную инфраструктуру – школы и стабильную среду для семей, что напрямую влияет на психическое здоровье. Важную роль в этом процессе играют СМИ, которые должны освещать события, не усугубляя травму, а также религиозные лидеры, способные дать духовные ориентиры молодежи, и культурные проекты, дающие возможность для самовыражения.
Фото: shutterstock.com. Автор: Anas-Mohammed. 
Ливанское издание «Аль-Ахбар» публикует статью Виджая Прашада с сайта Peoples Dispatch, в которой фиксируется тотальность разрушений в Газе: сотни тысяч зданий уничтожены, инфраструктура и система здравоохранения практически стерты с лица земли, что делает территорию непригодной для жизни. Стоимость восстановления оценивается в десятки миллиардов долларов, однако ключевой вопрос – кто должен их платить – игнорируется. Вместо требования репараций с Израиля, виновника разрушений, взоры обращены к странам-донорам.
Причину этого молчания автор видит в системном уничтожении палестинского политического представительства. Десятилетиями Израиль заключает в тюрьмы или физически устраняет самых популярных палестинских лидеров, таких как Марван Баргути и Ахмад Саадат. Это привело к вакууму власти, в котором за палестинцев говорят другие, а их собственный голос ослаблен. По мнению Прашада, Израиль заинтересован в отсутствии сильного палестинского партнера, что позволяет ему единолично диктовать условия будущего Газы.
Единственный путь к справедливости, резюмирует автор, – это освобождение палестинских лидеров и включение их организаций в переговоры. Вся иная помощь и восстановление без полномочных палестинских представителей становятся, по его мнению, лишь продолжением уничтожения Палестины политическими средствами.
Земли Палестины и священный город Иерусалим: почему они так важны для мусульман?
Арабское издание «The National» также настроено пессимистично. Его редакция считает, что, хотя достигнутое перемирие и обмен пленными являются знаковыми событиями, реальность Газы остается мрачной. Главным испытанием для хрупкой договоренности станет вопрос разоружения ХАМАСа. Во избежание ошибок прошлого, как в Ливане, необходим четкий план. Ключом к стабильности, по мнению издания, должен стать поэтапный процесс: вывод израильских войск, разоружение боевиков и ввод профессиональных палестинских сил безопасности. Прагматичным решением могла бы стать передача оружия ХАМАСа на хранение третьей стороне.
Для самого ХАМАСа сохранение арсенала бесперспективно и опасно, так как дает Израилю повод для новых ударов. Таким образом, разоружение видится необходимым условием для выживания Газы. Текущий вакуум власти уже провоцирует столкновения между палестинскими группировками, угрожая мирным жителям. Ярким примером эскалации стала атака боевиков из сектора Газа на израильские силы в Рафахе 19 октября, что побудило ЦАХАЛ нанести ответные авиаудары.
Таким образом, медиа ближневосточного региона единодушно признают историческое значение перемирия, но их оценки его долгосрочных перспектив крайне скептичны. Главный вывод, который прорисовывается за разными мнениями, заключается в том, что перемирие – это не конец войны, а лишь пауза. Ключевые вопросы остаются нерешенными. И пока они будут висеть в воздухе, хрупкое затишье в любой момент может быть сорвано новым витком насилия, как это уже произошло в Рафахе.