• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Упоминания джихада в Коране, которые чаще всего трактуются ошибочно

Время чтения: 4 мин
31973

Рассмотрим ряд коранических стихов, в которых термин «джихад» интерпретируется как вооруженная борьба, война, сражение.

«Те же, которые уверовали и те, кто совершили переселение и проявляют усердие на пути Аллаха, могут надеяться на милосердие Аллаха, ибо Аллах всепрощающ, милостив» (сура «аль - Бакара», аят 218).

В этом аяте слова «и проявляют усердие (старание) на пути Аллаха» далеки от значения «ведут вооруженную борьбу» или «сражаются».

Могут ли люди оставить свое отечество, переходить на новую землю, строить себе новый очаг чтобы сражаться? Нет! В стихе ясно говорится, что люди иногда оставляют родные очаги для того, чтобы избежать войны, сражения. «И те, кто уверовал», т.е. правоверные не являются сторонниками войны и вооруженной борьбы.

«Разве вы рассчитываете войти в рай прежде, чем Бог узнает, кто из вас кто проявлял рвение и кто имел терпение?» (сура «Аль ’Имран», аят 142).

Всевышний Творец и Создатель в этом аяте показывает, что есть 2 категории людей: те, кто проявлял рвение, старание на божьем пути и те, кто проявлял терпение при тяготах и невзгодах. Аллах (Велик Он и Всемогущ!), сравнивает эти категории людей между собой и говорит о том, что тот, кто проявлял старание и рвение на божьем пути подобен терпеливому, стойкому в тяготах и невзгодах человеку.

«Те, кто уверовал и совершили переселение и совершали  рвение на пути Аллаха и те, которые дали убежище и оказали помощь, суть истинно верующие. Им будет прощение и щедрые дары» (сура « аль - Анфаль», аят 74).

Здесь правоверные, верующие в Бога люди и проявляющие рвение  (в   аяте  это  слово звучит  как «джахаду») на Его пути подобны тем, кто предоставляет свое жилище и свою помощь нуждающимся.

В этом божественном стихе Всевышний (Велик Он и Всемогущ!) сравнивает совершающих рвение и старание на божьем пути с богобоязненными людьми. Возникает вопрос: «Могут ли люди, вышедшие на тропу войны, бояться Бога?». Разумеется, боящийся  и страшащийся своего Господа  человек  не  выйдет на тропу убийств и истребления себе подобных. Богобоязненный человек знает, что пролитие крови есть страшнейшее преступление против Бога.

«Мы завещали человеку быть почтительным к родителям его; но если они будут стараться, чтобы ты придавал Мне в товарищи тех, о которых ты  ничего не знаешь, то не слушайся их. Вы все вернетесь ко Мне, и тогда Я вам объявлю дела ваши» (сура «аль – Анкабут», аят  8)

В этом божественном стихе слова «будут стараться» наиболее четко отображают кораническое значение термина «джихад». Можно ли представить себе, чтобы

Господь заповедовал человеку воевать, избивать, сражаться со своими родителями?

«Мы завещали человеку (доброту и почтение) к его родителям: его мать носит его в своем чреве и терпит труд сверх труда, его отлучение от груди только через два года. Будь признателен ко Мне и к родителям твоим и ко Мне возвращение. Если они будут настаивать, чтобы ты присоединял Мне то, чего ты не знаешь,   то не повинуйся им. Обращайся с ними в этом мире честно и следуй по пути тех, которые обращаются ко Мне. Вы потом все возвратитесь ко Мне, и Я объявлю вам то, что вы сделали» (сура «Лукман», 14-15 аяты).

В    этом    аяте    понятие    «джихад»  дает значение  «настаивание». Даже в случае недовольства родителей своим чадом, вставшим на путь единобожия, и к настойчивости отвратить от праведного пути – человек должен исполнить свой долг перед ними.

«Правоверные суть те, которые уверовали в Бога и Его  пророка, а затем  не сомневаются  и совершают рвение своими душами и имуществом на пути Аллаха. Таковые и есть праведники» (сура « аль - Худжурат», аят 15)

В этом божественном стихе понятия джихада, проявления усердия на пути Аллаха приравниваются к отсутствию сомнений в Вере. Только тот, кто без колебаний и сомнений верит во Всевышнего и Его пророка, и при этом, готовы, ради этого, пожертвовать хоть самим собой, хоть имуществом и есть настоящий мусульманин.

Таким образом, приведенные выше божественные стихи, в которых встречается слова, связанные с термином «джихад» или производные от него слова, показывают, что этот термин вовсе не обозначает войну или сражение, как и термин «джихад» не включает в себя смыслы, связанные с военными действиями.

Фарид хазрат Салман

Социальные комментарии Cackle