Зеркала наших душ. Нрав супругов
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Скверные женщины – для скверных мужчин, а скверные мужчины – для скверных женщин, и хорошие женщины – для хороших мужчин, а хорошие мужчины – для хороших женщин. Они непричастны к тому, что говорят клеветники. Им уготовано прощение и щедрый удел». Порой супруги перестают замечать свои ошибки и перекладывают ответственность за неудачи или недовольство на другого. Возникают споры, скандалы, регулярные «разборки». Обычно главный вопрос семейных «стычек» – «кто из нас виноват больше». И спор этот идет не с целью решения актуальной проблемы, а для того, чтобы снять с себя ответственность и вернуть свое «запятнанное претензиями» доброе имя. И, что парадоксально, дабы очистить свою совесть, супруг (или супруга) старается запачкать чужую: обвинить, напомнить про прошлые ошибки, указать на погрешности и т.д. Помогает ли это? Нет, гораздо чаще это только ухудшает и без того невеселое положение супругов.
Как можно с этим работать?
В одну из программ моего тренинга включено такое упражнение. Я прошу участников назвать три черты, которые им не нравятся в их партнерах, от которых им хотелось бы их избавить. Обычно упражнение вначале встречается с восторгом, потому что участники считают, что я буду учить их исправлять других. И когда участники обозначают три нежелательные черты их партнеров, я прошу их: «А теперь напишите, где, когда и каким образом вы поступаете также? Напишите, где вы ведете себя таким же «нежелательным» образом?» Обычно вопрос действует отрезвляюще. Потому что участники начинают понимать, что нежелательные черты их партнеров – на самом деле отражение их собственных недостатков. И они видят решение – исправиться самим вместо того, чтобы исправлять других. После того, как они описывают место и модели поведения, от которых чуть раньше хотели избавить своих супругов, я их спрашиваю, готовы ли они изменить эти черты в себе самих. Если кто-то отвечает, что не готов, то справедливо ли требовать от партнера того, что ты не готов сделать сам? Но если человек согласен измениться, то очень часто случается так, что меняется и партнер. Позитивные изменения одного партнера каким-то образом передают импульс к таким же действиям и другому.
Другим решением может стать реалистичный, целостный взгляд на ситуацию. Если вам не нравятся какие-то черты супруга, возможно, он обладает другими, позитивными. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Верующий мужчина не имеет права ненавидеть верующую женщину. И если он недоволен одной чертой ее характера, то остается доволен другой чертой» Любить человека - не значит идеализировать его, это значит, принимать его «в целостности» - с его достоинствами и недостатками, с хорошим чертами и с плохими.
Также стоит помнить, что нрав супруга (супруги) – это отражение вашего собственного, будь он хорошим или плохим. И для того, чтобы исправить положение, нужно начать процесс с исправления самого себя. Праведные мусульмане говорили: «Поистине, мы замечали, что, когда мы ослушались Аллаха, это отражалось на нравах наших жен и даже на верховых животных, на которых мы ездили» Поэтому стоит задуматься, может, неприятный нрав супруги (супруга) – это следствие вашего непослушания Всевышнему? Ведь «хорошие мужчины – хорошим женщинам, и скверные женщины – скверным мужчинам».
Ася Гагиева
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.