З великих греха, упомянутых в Коране
Послание Ислама – это, как сказано в одном из хадисов, послание о высокой нравственности. Ислам должен быть нравственным разумным ориентиром, помогающим преодолевать пороки и приукрашать общество и личность красотой и мудростью нравов.
Поэтому в число порицаемых качеств относятся те, которые причиняют вред человеку и его окружающим – зависть, ненависть, вражда, невежество, безответственность, подлость, лживость и др.
Вместе с тем Всевышним в Коране упомянуты некоторые поступки, названные «великим грехом». Что же это за поступки?...
* Присвоение имущества сирот
«Отдавайте сиротам их имущество и не меняйте скверное на хорошее. Не пожирайте их имущества вместе со своим. Воистину, это — великий грех» (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 2).
Относительно этого аята есть некоторые комментарии алимов.
Саид ибн аль-Мусаййиб и аз-Зухри прокомментировали: «Т.е. не давайте сиротам тощий скот взамен на жирных». Ибрахим ан-Нахаи и ад-Даххак прокомментировали: «Не давайте (сиротам) испорченное взамен на хорошее».
Ас-Судди сказал: «Раньше некоторые брали жирную овцу из имущества сироты, а отдавали им тощую, и при этом говорили: «Овцу за овцу», они также брали хороший дирхем, а взамен возвращали потёртый и говорили: «Дирхем за дирхем»».
Слова: «И не ешьте их имущество в дополнение к вашему» Муджахид, Саид ибн Джубайр, Мукатиль ибн Хаййан, ас-Судди и Суфйян ибн аль-Хусейн прокомментировали это так: «Не смешивайте его со своим, чтобы истратить его вместе».
* Многобожие
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (сура «ан-Ниса», «Женщины», аят 176).
Многобожие, как сказано выше, единственный грех, который не прощается Всевышним. И можно сказать, что это справедливо, потому что если человек приобщает сотоварищей Единому Богу, то и прощения он должен искать у тех, кого возводил на самую высокую ступень помимо одного Творца.
Имам Ахмад передаёт, что Абу Зарр сказал: «Как-то я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал мне: «Любой раб, который сказал, что нет божества кроме Аллаха, а затем умер на этом, обязательно войдёт в Рай». Я спросил: «Даже если он прелюбодействовал и даже если воровал?!»
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Даже если он прелюбодействовал и даже если воровал!» Повторив это трижды, а на четвёртый раз он, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Даже если нос Абу Зарра испачкать в пыли». Когда Абу Зарр рассказывал этот хадис, он говорил: «Даже если нос Абу Зарра испачкать в пыли» (то есть даже если это не нравиться Абу Зарру) (В двух Сахихах этот хадис приводится от Хусейна).
* Сплетни, ложь и невежество
Так можно суммировать то, о чем сказано в аяте 15 суры «ан-Нур», «Свет»: «Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это — великий грех».
Грехи языка легки, но могут принести много вреда, начиная от испорченного настроения и заканчивая убийством и даже крупными конфликтами. Это призыв быть правдивыми и не передавать непроверенную информацию, призыв к пониманию и знанию того, о чем ты говоришь, к внимательности к своим разговорам.
В двух «Сахихах» приводится хадис от Абу Хурайры, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бывает, человек произнесёт слово, сам не понимая того, что говорит, которое гневит Аллаха, и падает за это в Огонь на расстояние более дальнее, чем небо от земли» (Бухари 6477, Муслим 2988) В другом варианте: «..не придавая этому значения...».
Знание о великих грехах не избавляет нас от необходимости вести работу над искоренением других вредных привычек и поступков, разрушающих нас и остальных. Потому что ответственность придется нести не только за «великие грехи», но и за меньшие, оставившие неприятный след. Избегание же больших облегчает нам работу над меньшими…
Ася Гагиева