• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Важный вид милосердия

2944

Главный плацдарм для испытания собственной искренности – это семья

Главный плацдарм для испытания собственной искренности – это семья

Один из моих преподавателей часто повторял слова: «Все мы хорошие, когда мы не дома». Мы воспринимали эти слова с улыбкой, налегке, не осознавая их глубины, правдивости и… я бы добавила трагичности. Знаете ли вы людей, которые могут быть приятными и обходительными на работе и среди друзей, знакомых, но в своем доме они «оборачиваются» в тиранов и скандалистов. А встречали ли вы таких, которые отправляют пожертвования за три моря, обделяя собственных детей? Или, может быть, таких, которые могут игнорировать страдания своего домочадца, но сочувствовать бедным и голодным сомалийцам? Такие среди нас есть. Да и стоит ли далеко заглядывать. Мы сами порой вне дома ведем себя гораздо приветливей и позитивней, чем в кругу своей семьи. В таком случае встает вопрос об истинности нашего милосердия, открытости, щедрости и вообще доброго нрава. Можем ли мы быть уверены в своих положительных качествах, если о них не знают самые близкие нам люди?

Вообще главный плацдарм для испытания собственной искренности – это семья, близкие люди. Воспитание и проявление какой-либо черты должно быть протестировано и проверено в первую очередь на тех, кто тебе наиболее близок. Если ты стремишься быть щедрым, то начинать со своей семьи. Если ты хочешь быть более любящим, то «накормить» любовью самых близких и т.д.

Вместе с тем самые тяжелые испытания, наверно, ждут человека именно в кругу самых близких. Близкие люди – это те, кто больше других способен нанести рану и те, кому больше других ты можешь нанести рану и обиду сам. В семье открываются душевные раны, становятся явными недостатки, слабости, именно в кругу родственников легче всего потерять терпение, забыть о вере и добром нраве… Как писал один американский психолог: «»Близкие отношения активируют все наши старые травмы, воспоминания о пережитом поглощении, посягательстве на права, предательстве, грубом обращении и манипулировании. Другими словами, все переживания, связанные с нашими незавершенными действиями и неудовлетворенными потребностями, начинают выходить на поверхность, когда мы вступаем в близкие и интимные отношения». Другой философ девятнадцатого века сравнил людей с дикобразами, которые в зимнюю ночь прижимаются друг к другу в норе: «Чем холоднее становится снаружи, тем сильнее мы прижимаемся друг к другу, чтобы согреться; но чем ближе мы придвигаемся, тем сильнее колем друг друга своими острыми иглами. И в одинокую ночь земной зимы мы, в конце, концов, начинаем отодвигаться и выбираемся наружу поодиночке, чтобы замерзнуть до смерти в своем одиночестве».

О достоинстве поддержание родственных уз

В Исламе высоко ценится благодеяние, совершенное в отношении родственников. Когда один человек спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по отношению к кому ему следует проявлять доброту более остальных, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил «К матери» три раза, назвав затем отца. В другом хадисе сказано: «Милостыня нуждающемуся – это милостыня с одной стороны, а (милостыня) родственнику – (это милостыня) с двух сторон: милостыня (как таковая) и поддержание родственных уз».

В «Муслиме» передано, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «О Посланник Аллаха! У меня есть родственники, с которыми я стараюсь поддерживать отношения, но они и знать меня не хотят, я хорошо к ним отношусь, а они стараются мне навредить, я стараюсь быть с ними мягким, а они не замечают меня». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если все на самом деле так, как ты говоришь, то ты как будто кормишь их горящими углями, и пока ты ведешь себя таким образом, с тобой неизменно пребудет защитник от Аллаха против них».

Поддерживать родственные связи не значит отвечать добром на добро, а значит вести себя с ними наилучшим образом несмотря на их неприятие. Аль-Бухари и другие сказали, что «поддерживает не тот, кто делает это в ответ, а тот, кто (первым) старается поддерживать прерванные отношения с родственниками».

В Исламе не запрещено поддерживать связь даже с неверующим родственниками и близкими. Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Ко мне пришла моя мать, которая во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, была язычницей, и я пошла спросить совета Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «Ко мне пришла моя мать, которая невзлюбила (Ислам) – продолжать ли мне общение с ней?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да, продолжай общаться со своей матерью». Рассказывают также, что Пророк Ибрахим, мир ему, ласково обращался к своему отцу словом «Я абати» (О, мой отец), несмотря на то, что отец его был неверующим.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, неслучайно выделил тех, кто наилучшим образом относится к своей семье в число лучших верующих. Легко быть терпеливым, добрым, милосердным с теми, с кем нечасто встречаешься, однако соблюдать то же благочестие в отношение тех, к кому у тебя больше обязанностей, с кем ты проводишь большую часть времени и чьи недостатки и слабости тебе известны – это действительно возможность проверить себя на искренность и постоянство. Наши родственники и члены нашей семьи – это испытание наших нравов, веры, благочестия. Однако и вознаграждение за доброе отношение к ним является несравненно более высоким.

Ася Гагиева

Комментарии для сайта Cackle