В споре рождаются пороки...
В спорах вопреки известной пословице рождается не только истина (хотя и это убеждение - довольно спорный вопрос), чаще всего в спорах рождаются пороки и выявляются недостатки, при иных обстоятельствах оставшиеся бы «в спящем» положении. Некоторые ученые (например, Мухаммад аль-Газали) отмечали недостатки, которые «просыпаются» в ходе спора:
«Отношения словопрения к нравственным порокам такое же, какое имеет отношение винопитие к внешним порокам. И как тот, кто будучи поставлен перед выбором между винопитием и остальными внешними пороками, сочтет винопитие чем-то незначительным и предастся ему и это побудит его совершить прочие порочные действия в состоянии опьянения, так и тот, кем овладевает желание затыкать рот (другим) в споре, одерживать верх в словопрениях, обретать чины и высокое положение и хвастаться этими успехами, эти (порочные качества) побуждают его к утаиванию всех мерзостей в его душе, и это (желание) возбудит в нем все порицаемые качества характера».
Приведем некоторые из них…
Зависть
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Берите знание там. Где найдете его, и не принимайте высказываний одних факихов против других – они ревнуют друг к другу, как ревнуют козлы в загоне»
Знание – благо, и как известно из хадиса, у каждого блага есть свой завистник. Не является исключением и зависть к знанию. И чтобы обесценить чужое знание, человек может стремиться к прению с его обладателем. Но «зависть пожирает добродетели так же, как огонь пожирает дрова» (хадис)
Высокомерие
В поиске истины не может быть победителей и проигравших, кроме тех, кто поставил свой нафс выше этой истины. Если люди спорят ради обнаружения правды, а не ради возвеличивания самих себя, то оба они останутся в выигрыше. В противоположном случае проиграют оба: первый – по недостатку доводов, второй – по недостатку смирения. Как сказано в хадисе: «Кто проявит высокомерие, того Аллах принизит, а кто проявит смирение, того Аллах возвысит». Желание стать выше, умнее, красноречивей перед оппонентом исходит от высокомерия и приводит к нему.
Потеря достоинства
Из «битвы за нафс», разыгрывающейся в споре, очень тяжело выйти спокойным и умиротворенным. Либо ты одолеваешь оппонента, либо он одолевает тебя. Чье-то достоинство может быть задето, а это наверняка не лучший результат для обоих. В одном из хадисов сказано: «Верующему запрещается (позволять) унижать себя». Ведь Всевышний сказал в Своей книге об уважении к человеку: «Мы почтили сынов Адама».
Поэтому как воспрещено унижать достоинство другого, так порицаемо и унижение самого себя.
«Пространные речи»
В попытке защитить свою точку зрения, но не обладая для этого ясными и убедительными доводами, участники спора могут пускаться в нелогичные и непоследовательные речи, которые запутывают и их самих и их оппонентов. И может быть такое, что в ходе этих разговоров они могут сказать нечто, что вызовет гнев Всевышнего. В Коране Всевышний говорит: «Если бы не милосердие и милость Аллаха к вам в этом мире и в Последней жизни, то за ваши пространные речи вас коснулись бы великие мучения». (сура «ан-Нур», «Свет», аят 64)
Также Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, некий человек может сказать слово, даже не придав ему никакого значения, но из-за которого он будет сброшен в Ад на семьдесят лет» (ат-Тирмизи). В споре, будучи захваченным стремлением к «победе» и опровержению доводов оппонента, человек может быть невнимательным как к форме своих высказываний, так и к их содержанию, что уподобляет его пастуху, который пасет скот рядом с заповедной территорией. А тот, кто поступает таким образом рано или поздно нарушит границу…
Ася Гагиева