• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Толерантность в исламе: отношение пророка к иноверцам

Время чтения: 4 мин
13919

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Многие ошибочно полагают, что Ислам относится враждебно к иноверцам. Это мнение противоречит фактам, имевшим место быть в жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и вообще мусульман в целом. Отношение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по отношению к представителям других религий можно выразить аятом Корана: «Нам – наша вера, вам – ваша».

Аравийский полуостров во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был представлен людьми различных вероисповеданий, в числе которых христиане, иудеи, зороастрийцы, многобожники и т.д. Знакомясь с жизнью основателя Ислама можно увидеть портрет человека, чья терпимость к иноверцам могла бы стать образцом для всего остального человечества.

Чтобы оценить эту толерантность по достоинству, нужно взять не тот период, когда мусульмане были слабы и в меньшинстве, а тот, когда они стали укрепляться и устанавливать свои законы.

Один из ярких примеров терпимости, показанный Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, заключен в своде законов, названный ранними историками как «Сахифа». Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мигрировал в Медину, его роль религиозного деятеля несколько расширилась. Теперь он был политическим деятелем, руководствовавшимся законами Ислама. Его целью было установление ясных и справедливых законов, которые привели бы общество, потрясаемое конфликтами, к гармонии, стабильности и мирному сосуществованию людей различных конфессий: христиан, мусульман, иудеев и др.

В связи с этим, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заложил основы исламской конституции, в которых подробно излагались права и обязанности каждой из общин, проживавших в Медине. Все должны были соблюдать эти правила, а нарушение их считалось предательством.

Первая статья этой конституции провозглашала единство все жителей Медины, вне зависимости от их религии, расы и происхождения. Немусульмане в праве на неприкосновенность жизни и имущества были равны с немусульманами. Более того, если немусульманские племена подвергались нападениям со стороны других племен (что было не редкостью в то время), мусульмане брали на себя задачу их защиты.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединил все эти племена под единой системой правления, в которой учитывались заключенные ранее соглашения. Все племена должны были быть едины. И любое нападение на какую-либо общину считалось нападением на государство. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Кто убьет человека, у которого заключен договор с мусульманами, никогда не почувствует даже запаха Рая».

Так как во главе государства стояли мусульмане, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, строго предостерегал от любого грубого обращения с людьми других вероисповеданий. Так, в одном из хадисов говорится: ««Остерегайтесь! Кто поступит жестоко и несправедливо с немусульманами, живущими среди нас, ущемляет их права, возлагает на них непосильное или отнимает у них что-либо, против того я (Пророк Мухаммад) стану выступать в Судный День» (Абу Дауд).

В другой статье конституции говорится: «Иудеям   своя религия, и мусульманам – своя». Исходя из этой статьи, каждому было дано право исповедовать свою религию. Никто не имел права притеснять иноверцев или организовывать провокации на религиозной почве.

В исламской конституции было много статей, заслуживающих особого внимания. Но мы остановимся еще на одной, которая гласит: «Решение по любому конфликтному вопросу должно быть передано Аллаху и Его Посланнику». Это означало, что все жители государства должны были признать более высокую степень руководства. И в вопросах, где замешаны различные религии или племена, решения не должны приниматься отдельными лидерами этих племен. Это решение, однако, не касалось тех жителей, которые не были мусульманами. Им было дозволено обратиться к своим религиозным лидерам, которые лучше разбирались в их вопросах. Однако при желании они могли обратиться к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за решением. Всевышний Аллах говорит в Коране относительно этого:

«Если же ты станешь судить между ними, то суди справедливо, согласно наставлениям Аллаха и Его шариату. Поистине, Аллах любит справедливых, бережёт и награждает их!» (сура «аль Маида», «Трапеза», аят 42)

Согласно этой статье каждое племя имело право решать свои вопросы согласно своим писаниям, если это не противоречило основным правилам, установленным в государстве. Это величайший пример мирного сосуществования различных племен, религий, который впервые был продемонстрирован нашим Пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

Продолжение следует…

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle