Терпение осознанное и терпение неизбежное
Что побуждает людей отказываться от терпения? Иллюзия, что покорность своим импульсам облегчит им жизнь. Например, что отказ от своевременного исполнения неинтересного (,но нужного!) дела уменьшит его скуку. Или что несдержание обещания снимет с него груз его исполнения. Примеров можно привести множество, но в большинстве случаев, когда человек отказывается от проявления необходимого терпения, его подпитывает иллюзия, что этот выбор улучшит или облегчит его жизнь. Возможно, в уме он может даже понимать, что поступает неэффективно, но «нетерпение чувств» подводит его именно к такому выбору. Если поразмыслить над ходом множества событий, в которых терпение было «отложено» мы увидим, что тому, кто отказался от сабра в начале впоследствии приходится испытывать еще большие мучения. Другими словами, несдержанность только увеличила неприятности. Например, студенту, избегавшему процесс подготовки к экзамену, приходится затем «мириться» с неудовлетворительными оценками, недостатком знаний и трудностями в работе по специальности. Родитель, не ознакомившийся со стадиями развития, психологией ребенка до его рождения, начинает вести себя безграмотно и безответственно, мучая себя и ребенка.
Рассказывают, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо кладбища, где стоя рядом с могилой, оплакивала потерю пожилая женщина. На напоминание Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о награде от Всевышнего и желательности проявлять терпение, она ответила грубостью. Через некоторое время, узнав, что с ней говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, она пришла к нему и извинилась. И он ответил: «Поистине, терпение необходимо (проявлять) в начале». Это напоминание о том, что откладывая терпение, мы только усугубляем ситуацию, мы не облегчаем себе жизнь, а накапливаем неприятности, обесценивая их наличие, значимость и необходимость принимать своевременные меры. Учитель, который вовремя не объяснил нужного урока, терпит затем споры и разногласия в своей группе. Тот, кто не заботился о своем здоровье в молодости, страдает от болезней в более старшем возрасте.
Жизнь – это динамика, развитие, движение. Упустив шанс, трудно встретить его снова. Потому что поток событий, времени приводят уже к иным обстоятельствам и возможностям. Поэтому так важно проявить терпение тогда, когда оно максимально эффективно с точки зрения дальнейшего развития событий. Обычно это относится к самому началу испытаний.
В Коране в одном из аятов, рассказывающих о сожалении грешников в Судный день, говорится, что перед лицом своей гибели они скажут: «Но теперь нам все равно: будем мы горевать или будем терпеть - нам негде укрыться». (сура «Ибрахим», аят 21) Получается, что терпение в принципе неизбежно – либо ты его проявляешь сознательно и добиваешься успеха, либо ты отказываешься от него, но затем все равно страдаешь от последствий своего выбора. Получается, что у нас нет выбора – терпеть или не терпеть, у нас есть только выбор между осознанным терпением и терпением неизбежным, при котором нам уже все равно, что случится с нами. И все призывы Ислама к терпению по сути являются призывами к сознательному терпению – когда ты сдерживаешь себя перед лицом обстоятельств и испытаний, которые ты не можешь изменить (потери, смерть близких, неизбежные трудности и др), но затем все равно приходишь к успеху и награде. Как говорится в суре «аль Аср» («Предвечернее время»): «Воистину, каждый человек - в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (аяты 2-3). Так и получается, что тот, кто не хотел терпеть трудности на пути к цели, вынужден будет терпеть сожаление о недостижении ее, тот, кто не хотел терпеть границы дозволенного, вынужден будет терпеть последствия их нарушения, а тот, кто не хотел переносить трудности земного отрезка жизни, будет вынужден терпеть мучения последней жизни. Терпение неизбежно, но конечный успех все-таки зависит от того, какой его вид мы выберем…
Ася Гагиева