Таких людей Аллах назвал хуже животных...
Корень слова «иман» - в буквах «а-м-н», что означает: «быть спокойным и тихим (в своем сердце)»; «быть защищенным от страха»; «достоверность и правдивость» [Тадж-аль-Урус].
Иман значит честно принимать, быть убежденным и проверять что-то, полагаться на что-то или доверять ему. Иман обычно переводится как вера, а вера в свою очередь означает принятие без доказательств или аргументов, без ссылки на разум или мысль, знание или понимание.
Согласно Корану, Иман - это убежденность, основанная на разуме и знании; убеждение, которое вытекает из полного умственного принятия и интеллектуального удовлетворения; вид убеждения, который дает человеку чувство внутренней удовлетворенности и покоя.
А Муъмин - это тот, кто принимает истину таким образом, что в ней он обретает умиротворенность и помогает ему защищать мир и безопасность остального человечества. Муъмин – это также атрибут Всевышнего согласно аяту 59:23:
«Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи»
В Коране Всевышний также дает определение имана в аяте о благочестии:
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные». (2:177)
Важность разума в достижении имана
Взгляд Корана на разум и его место в человеческой жизни заслуживает тщательного рассмотрения. Человеку предоставляется разум, который позволяет ему мыслить, и с помощью интеллекта он должен создать систему знаний. Разум преобразует необработанные данные, предоставляемые чувствами, в знания, и Коран отводит разуму важную роль в жизни:
«Воистину, наихудшими из живых существ перед Аллахом являются глухие и немые, которые не способны понимать». (8:22)
Это описание деградации человека, когда он не использует разум в служении Творцу. Такой человек, согласно Корану живет бесполезной жизнью не только здесь, но и лишает себя будущего в ином мире:
«Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами» (7:179)
Это подчеркивается в суре Аль-Фуркан в обращении к Пророку, мир ему:
«Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они - всего лишь подобие скотов, но они еще больше сбились с пути». (25:44)
Всевышний ожидает, что человек будет использовать свою силу понимания в свете руководства, дарованного от Аллаха. Эти два источника руководства, то есть разум и откровение, дополняют друг друга. Если они находятся в пределах своих собственных сфер, то между ними не будет конфликта. Пророку, мир ему, заповедано в Коране:
«Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников». (12:108)
Из этих стихов ясно, что Аллах делает исключительный акцент на (человеческом) разуме и интеллекте. Тех, кто не использует разум, Аллах назвал хуже животных. Откровение от Аллаха предназначено для разумного использования, чтобы осветить им ум и сердце, а не для того, чтобы слепо следовать:
«Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9)
Таким образом, Коран призывает людей (а не только духовных лиц и ученых) размышлять над аятами, быть открытыми и думающими, а не слепыми подражателями:
«Неужели они не задумываются над Кораном?» (4:82)
«Неужели они не размышляют над Кораном?» (47:24)
«Это - Благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (38:29)
Таким образом, Иман «приобретается» индивидуально, что требует сознательного стремления к размышлению и пониманию, использованию дарованного Всевышним разума как двери для проникновения имана в сердце.
Ася Гагиева
Также по этой теме читайте: