• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Свобода по-исламски

Время чтения: 5 мин
4477

Свобода по-исламски

Свобода по-исламски

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Свобода, независимость являются одними из важнейших потребностей здоровой личности. С одной стороны, свободными можно назвать всех людей, кто не находится в тюрьме или  рабском служении какому-либо хозяину. С другой стороны, я думаю, что в психологическом плане редкий человек смог избежать поводков, цепей и наручников. И это прежде всего относится к тому, что называется «внутренней свободой» человека.

Кто в доме хозяин?

Я думаю, что границы внутренней свободы определяются тем, кому служит человек: своему нафсу, дьяволу или Богу? Когда человек служит себе, ощущение свободы чередуется с осознанием зависимости.

Когда человек служит дьяволу, чувство свободы ведет его так же, как привязанная к веревке морковка ведет осла. Он не ограничивает себя ни нравственными рамками, ни опасением нарушить чужие права и свободы, ни каким-либо другими внутренними препятствиями. Слуга дьявола уверен в своей независимости и свободе. Но это только поверхностная оценка: он не догадывается, что его свобода – это ощущение вседозволенности, которое нашептывает ему дьявол и которым его подкупает.

Тот, кто служит Всевышнему, искренне, предавшись Ему, наверно, и не чувствует себя свободным и возможно даже не выглядит свободным. Потому что он не преступает границы дозволенного и остерегается сомнительного.  Несмотря на такое впечатление скованности и зажатости в религиозных границах, такой человек внутренне гораздо свободней и счастливей слуг нафса или слуг шайтана. И все, что он делает для Всевышнего, он делает для освобождения своей души, и на благо себе. В Коране Всевышний говорит:

«Тот, кто благодарит Аллаха за Его блага, делает благо себе, а тот, кто не благодарит Аллаха за Его блага, то Аллах ведь не нуждается в его благодарности. Он заслуживает хвалы, даже если никто не прославляет Его!»

Также Всевышний говорит в хадисе кудси:

«О сын Адама! Я не создал вас, чтобы вы стали многочисленными, не создал, чтобы радоваться вами в одиночестве, и не создал для того, чтобы прибегать за помощью к вам от бессилия в чем-либо, не создал вас для извлечения пользы и для защиты от вреда. Напротив, Я создал вас, чтобы вы поклонялись Мне постоянно, чтобы благодарили, и восхваляли Меня днем и ночью. Если предыдущие и последующие из вас джинны и люди, младшие и старшие, свободные и зависимые соберутся вместе служить Мне, то от этого ни на пылинку не увеличится Мое Царство. Кто старается усердно, он, поистине, старается за себя. Аллах, безусловно, не нуждается в этом мире»

Препятствия для свободы

Я думаю, что вопрос свободы связан с вопросом об обязательствах человека. каждый из нас имеет свои обязательства: перед семьей, на работе, в отношениях. Даже если человек лишен всего этого, он имеет обязательства перед самим собой: например, заботиться о своем теле и о своей душе. При чем здесь следует избегать крайностей, не пренебрегая ни тем, ни другим. Рассказывают, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подозвал Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса и спросил: «О Абдуллах, я слышал, что ты постишься весь день, а всю ночь проводишь в молитвах, это правда?» Абдуллах сказал: «Да, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Не делай этого. Постись и разговляйся, выстаивай молитву и спи. Твое тело имеет право на тебя, твои глаза имеют право на тебя и твоя жена имеет право на тебя».

Свобода – это душевное состояние чистой совести, которое достигается путем осознания и исполнения своих обязательств: перед собой, перед окружающими, перед Богом. Как говорил Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: «Каждый из вас является пастухом, и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастухом и несет ответственность за свою паству; мужчина является пастухом для своей семьи и несет ответственность за свою паству, женщина является пастухом в доме своего супруга и несет ответственность за свою паству, слуга является пастухом для имущества своего хозяина и несет ответственность за свою паству. Итак, каждый из вас является пастухом и несет ответственность за свою паству»  Оборотная сторона свободы – это ответственность. Тот, у кого нет ответственности, у того не может быть свободы. И человек может быть свободен ровно настолько, насколько у него ответственности. Виктор Франкл писал: «Свобода – это лишь часть дела и половина правды. Быть свободным – это только негативный аспект целостного феномена, позитивный аспект которого – быть ответственным. Свобода может выродиться в простой произвол, если она не проживается с точки зрения ответственности».

Ответственность человека сопряжена не только с его поступками, но и с его чувствами, и с его отношением к обязательствам. Например, человек «должен» своим родителям не только послушанием в действиях, но и почтением, благодарностью и любовью. Он «должен» братьям по вере не только помощью и поддержкой в определенных ситуациях, но и искренней симпатией и расположением; совершать намаз не только телом, но и с осознанием своих слов, чувством смирения, страхом перед Аллахом, покорностью. Подобно тому как  отношение к закону (соблюдение или нарушение) определяет местонахождение человека (на свободе или за решеткой), точно также и отношение верующего к своим обязательствам (пренебрежение, ответственное выполнение или отказ от совершения) определяет его душевное состояние (душевную скованность или ощущение свободы, чувство легкости, полета).

Неисполнение своих обязательств, которые указаны в Сунне и Коране, карается не только испытаниями в этом мире и наказанием в будущем, но еще и «психологическим арестом».

Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил у своих сподвижников, кто является нищим человеком. Сахабы ответили, что нишим является тот, у кого нет ни имущества, ни денег. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нищими из моей уммы станут те, кто придет к Судному Дню, имея выполненные намазы, соблюденные посты, выплаченные закяты. Но при этом кого-то он обидел грязным словом, покусился на честь и достоинство другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого, а этому нанес увечье. Исходя из этого, часть его добрых деяний будет отбираться от него и передаваться обиженным им людям, а если не хватит его добрых дел, для того чтобы расплатиться с ними, то на него будет возложена часть их грехов, затем его бросят в огонь».

Таким образом, нарушение обязательств перед Аллахом – это своего рода наручники и цепи, в которые заковывает свою душу верующий. И пока он не освободит ее от них, покаянием, исправлением, наставлением на истинный путь, о свободе, конечно же, он может и не мечтать. По крайней мере, об истинной свободе, а не миражах, которые рисует то нафс, то  дьявол.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle