Советоваться с другими – сунна Пророка (ﷺ)
Праведники прежних времени говорили: «Тот, кто делает истихара, никогда не ошибется, и тот, кто советует, не станет сожалеть». Были и высказывания, характеризующие привычку полагаться только на свое мнение, например: «Тот, кто предпочитает только свое мнение, близок к заблуждению», «Кто держится только за свое мнение, отдаляется от праведности».
Советоваться с другими – одна из важных сунн Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И она относится к тем вещам, по поводу которых не ниспослано ясного откровения.
В Коране Всевышний Аллах привел привычку советоваться (консультирование) в одном ряду с молитвой и милостыней: «…которые отвечают своему Господу, совершают намаз, совещаются между собой о делах и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура «аш-Шура», «Совет», аят 38). Это было также частью характера самого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Несмотря на то его мудрость, близость к Всевышнему и ниспослание ему божественных откровений, он любил обращаться за советом к своим сподвижникам. Как передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: «Я никогда н видел никого, кто советовался бы со своими товарищами так часто, как это делал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Руководство в Исламе также основано на трех принципах: справедливости, равенства и консультирования, что подчеркивает важность последнего в исламской этике.
Качества советника
Ученые отмечали пять качеств, которыми должен обладать советник:
- Быть умным и опытным. Как говорили некоторые: «Советуйтесь с теми, кто пробовал (жизнь) раньше вас – они дают вам бесценный опыт бесплатно».
- Иметь знания, благочестие и веру. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Кто хочет принять решение о чем-либо и советуется по этому поводу с мусульманином, того Всевышний поведет более мудрым путем».
- Быть вежливым и дружелюбным. Такие люди обычно более честны и метки в своих советах. Как говорил Куртуби: «Из описаний советчика – мудрость, опыт, теплота и доброжелательность к тем, кто ищет их совета».
- Иметь «свободный» ум и спокойное сердце, потому что тот, кого беспокоят свои заботы и занят решением личных проблем, может не дать лучшего совета.
- Быть беспристрастным и незаинтересованным в этом деле. Потому что его страсти и предпочтения в данном вопросе могут мешать ему оставаться рассудительным.
Последствия...
- Человек, который консультируется с людьми, обладающими вышеназванными качествами, никогда не пожалеет об этом. Всевышний Аллах будет вести его наилучшим путем.
- От этого выигрывает тот, кто ищет совета, потому что он бесплатно получает опыт, который достается другим ценой времени, трудностей и испытаний. Это помогает ему избежать ошибок и оставаться на верном пути.
- Обращение за советом объединяет людей.
- Помогает координировать работу, организовывать совестные усилия так, чтобы возможные риски и потери были минимальными.
- Это предотвращает давление и диктатуру в обществе, потому что в случае совета с другими вопросы не будут решаться только по уму одного, а на основе различных мнений знающих людей.
- Это дает возможность свободе выражения своего мнения, возможность дать собственную оценку происходящему, что предполагает учет мнения каждого и принятие оптимального решения.
Истихара – совет с Аллахом
Мусульманин обращается за советом к мудрым и благочестивым людям, но прежде обращения к людям он советуется с Аллахом, совершая истихару. Мы ищем Его руководства в больших и малых делах, в которых мы хотим преуспеть, ждем ответа тогда, когда пребываем в сомнениях и смятении, и взываем к Нему за помощью и милостью. Так, Пророк, мир ему и благословение, говорил: «Когда кто-то из вас захочет сделать какое-либо дело, то пусть совершит дополнительную молитву в два ракаата, и потом скажет: «О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя из Твоей Великой милости, ибо поистине Ты знаешь, а я не знаю, ведь Ты – Знающий скрытое. О Аллах, если Ты знаешь, что это дело будет благом для меня в моей религии и для моей жизни, и для исхода моих дел (или для этой жизни и будущей), то предопредели мне его и облегчи, а затем сделай его для меня благословенным. А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или для этой жизни и будущей), то отдали его от меня и отдали меня от него, и предопредели мне благо, где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим». И сказал: «И пусть укажет свое дело» (Бухари).
Ася Гагиева