• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Радость доброжелательства

Время чтения: 4 мин
4481

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!


Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга»  Многие убеждены, что они не любят других, потому что они того «не заслуживают», а не потому что у них самих есть недостаток веры. Когда они совершают дурные поступки, мстят и питают злые мысли о других, они уверены – они бы так не поступили, если бы не другие. Если спросить у подобных «преследователей» о причинах такого недоброжелательного отношения в адрес других, их ответы будут сводиться к тому, как поступают другие. И вряд ли кто-то из них признается, что он сам ответственен за то, что он делает. Существует так называемая ошибка атрибуции. Когда человек судит другого, он уверен, что другой был абсолютно свободен в своем выборе, но когда человек оценивает собственный дурной поступок, то он склонен связывать его с обстоятельствами, чужим давлением, особенностью ситуации и т.д. То есть других человек судит по всей строгости, а для себя всегда ищет оправданий и «смягчающих обстоятельств».

Каждый человек должен уяснить для себя, что несмотря на иллюзию зависимости, он сам является автором своих действий, что он сам выбирает отношение к другим, что он сам, а не другие люди, выбирает свои мысли, чувства и поступки. Другие могут предложить, посоветовать, спровоцировать, вести себя любым образом, но как на это ответить и стоит ли отвечать вообще – это индивидуальный выбор каждого человека. Известные психотерапевты Мэри и Роберт Гулдинги в своей книге писали: «Каждый раз, когда пациент пытается отказаться от собственной автономии, мы принуждаем сохранять ее. Например, пациент может сказать: «Ко мне пришла мысль».

Как может мысль прийти? Кто эту мысль создал? Поэтому мы просим его сформулировать сказанное иначе, требуя доверия к собственным мыслям. Например, рассказывая о своем подавленном состоянии или обеспокоенности, он начинает предложение со слова «это»: «Это меня достало», что одновременно и невозможно и неподконтрольно ему самому. В таком случае мы просим его начать предложение со слова «я»: «Я пугаю себя», и «Я печалю и ввергаю себя в депрессию» - такого рода утверждения показывают, что пациент действительно работает с собой. Мы заставляем пациента осознать, что он несет ответственность за свои чувства.

Мы учим, что он сам является источником своего беспокойства. В природе не существует опускающихся на нас неуправляемых эмоциональных облаков, пусть даже мы делаем вид, что они есть. Мы учим и тому, что каждый человек сам заставляет себя что-либо чувствовать, и что никто другой не может заставить его чувствовать. Не другие люди «делают человека злым», он сам выбирает злость в ответ на действия другого – это его собственный гнев. Эта идея – о том, что мы сами отвечаем за свои чувства – идет вразрез со всей нашей литературой, песнями и системой воспитания».

Ислам призывает нас к милосердию и любви в отношении друг друга, но многие верят, что эти чувства вырастают не из их сердца, а из поступков других. Тогда получается, что мы как бы передаем другим власть над своим сердцем и делами. Реальность же такова, что каждый индивидуально несет ответственность за то, что он делает, думает, чувствует. И каким бы скверными ни были дела окружающих, бремя его собственной недоброжелательности не будет с него снято. Нельзя быть плохим, потому что «жизнь такая» или «другие плохие», нельзя считать, что ваше собственное поведение обусловлено чем-то внешним в отношении вас.

Нет, ваше поведение – это ваш выбор, точно также как и чужое поведение является следствием чужого выбора. В одном из хадисов сказано: «Не будьте подражателями, которые говорят: «Если люди хорошо к нам относятся, то и мы будем также с ними обходиться, а если они будут обижать нас, то и мы будем обижать их. Но приучайте, себя к тому, чтобы отвечать добром на добро людей и не обижать их в ответ на плохое отношение к вам».

Нужно быть «хорошим», любящим и доброжелательным несмотря ни на что, ради Аллаха. На одном из домов для сирот в Калькутте, подаренном матерью Терезой, выгравированы такие ее слова: «Люди часто бывают неразумны, эгоистичны, и непоследовательны. В любом случае – прощай их. Если ты добр, люди могут обвинить тебя в эгоизме и скрытых намерениях. В любом случае, будь добр. Если ты добьешься успеха, то получишь несколько ложных друзей и несколько настоящих врагов. В любом случае, добивайся успеха. Если ты честен и искренен, люди могут обмануть тебя. Все равно будь честным и искренним. То, что ты строил годами, кто-то может разрушить за одну ночь. В любом случае продолжай строить. Если ты счастлив и спокоен, они могут завидовать тебе. В любом случае, будь счастлив. То добро, что ты сделал сегодня, люди часто забывают на следующий день. В любом случае, делай добро. Отдавай миру лучшее, что есть у тебя, и этого может быть недостаточно. В любом случае, давай миру лучшее, что у тебя есть. И в конечном счете ты поймешь, что все это было между тобой и Богом. И никогда – это не были отношения между тобой и ими».

Ася Гагиева

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle