• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Психология скуки

Время чтения: 5 мин
4682

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Время от времени человек оказывается в безрадостном пространстве, называемым скукой. Каждому оно знакомо из памяти опыта, но большинство мало знает о некоторых сторонах этого явления.

Скука -  это такое психофизиологическое состояние, которое характеризуется низкой активностью работы головного мозга и сниженной мотивацией. Нечто вроде эмоционального, интеллектуального вакуума, в котором пребывает скучающий. Несмотря на то, что скука считается «нормальным» явлением, ее все же нельзя отнести к числу естественных состояний человека. Объяснение – в работе головного мозга.

Скука как отклонение от естества

Еще Иван Сеченов в «Рефлексах головного мозга» доказал, что нервной системе присуща потребность в стимуляции, возбуждении. Человеческий мозг – это непросто источник активности, мозг сам - «спонтанно активен». «Нет такого предела, после которого развитие мозга прекращалось бы и после которого способность к реорганизации исчезла бы следствие болезни или ранения», - писал ученый Ливингстон Р. Примечательно, что мозг расходует столько же кислорода, сколько и активная мышца. Отличие в том, что мозг выполняет эту функцию в течение всей жизни – и во время бодрствования, и во время сна (подтверждением чему служат сновидения). Иными словами, мозг предрасположен к постоянной деятельности, активной работе: как мельница, которая вертится беспрестанно. Наверно, скука возникает именно тогда, когда человеку «нечего молоть»…

Виды стимулов

Избежать скуки можно посредством выбора какого-либо стимула, который как раз вынуждает нервную систему «ответить» ему, начать деятельность. Согласно Эриху Фромму существует два основных вида стимулов: простые и сложные (или вдохновляющие).

Простой стимул вызывает к жизни влечение, это стимул, о котором человек может сказать, что его «влечет к нему». Вдохновляющий стимул мобилизует стремление, т. е. такую реакцию, в ходе которой человек активно устремляется к определенной цели.

Простые стимулы при многократном повторении перестают действовать; вдохновляющие каждый раз воспринимаются нервной системой по-новому, вызывают  творческую реакцию. В этом случае между стимулом и человеком возникает отношение взаимодействия - в отличие от простых стимулов, в отношении которых человек ведет себя более пассивно.

Вдохновляющий стимул нуждается в понимающем, тонко чувствующем «реципиенте». Чтобы ответить на простой стимул, достаточно быть «живым организмом». Но есть другой тип людей, отличие которых в том, что они не нуждаются во внешней стимуляции – их богатый внутренний мир полон идей и задач, которые они стремятся воплотить в жизнь.

Простой стимул вызывает у человека смешанное чувство желания, удовлетворения, избавления. Удовлетворение приводит его к пресыщению. Что касается сложных стимулов, их не бывает слишком много, и они не приводят человека к усталости.
То есть наблюдается определенная закономерность: чем проще стимул, тем чаще нужно менять его содержание или интенсивность; чем утонченнее стимул, тем дольше он сохраняет свою привлекательность и интерес для воспринимающего объекта.

Один из психологов писал, что главной целью человека становится стремление убежать от скуки. Если учитывать те способы «бегства», которыми пользуются для достижения этой цели, то здесь наиболее уместно такое определение как «волк в шкуре овцы»: вроде безобидное состояние, но может сподвигнуть человека на пагубные и неожиданные поступки.

Большинство людей во избежание скуки использует как раз «простые стимулы»: алкоголь, развлечения, чревоугодие, телевидение, блуждание по интернету в поисках «чего-нибудь интересного», тусовки, авантюры и т.п. Со временем это может стать привычкой, от которой трудно избавиться. Потому что она выполняет функцию «не позволить скучать». Избавившись от нее, человек просто растеряется, не зная, как поступить с освобожденным временем. Получается, что саморазрушение для человека более приемлемо, чем свободное время, которое он не умеет использовать с интересом и во благо. О таких Пророк Мухаммад   сказал: «Многие люди обделены двумя милостями: свободным временем и здоровьем». (аль-Бухари) То есть, многие люди не умеют мудро пользоваться этими милостями: временем и здоровьем.

Большинство деструктивных явлений в жизни человека возникает как раз под влиянием скуки, вернее, по причине невыносимости скуки. Сюда входит прием опьяняющих средств, энергетиков, психотропных веществ; насилие, садизм, саморазрушение, разные формы блуда, просмотр запретного, сцен жестокости, пыток.

Эрих Фромм пишет: «Многие потому с таким интересом воспринимают эту информацию (имеются ввиду сюжеты о преступлениях, катастрофах, кровавые сцены, которые вызывают наибольший интерес у публики), что она сразу же вызывает волнение и таким образом избавляет от скуки. Но от пассивного удовольствия по поводу жестоких сцен и насилия всего лишь шаг к многочисленным формам активного возбуждения, которое достигается ценой садистского и деструктивного поведения. Таким образом, существует лишь количественное различие между «невинным» развлечением, направленным на то, чтобы поддеть собеседника (поставить его в неловкое положение), и участием, скажем, в суде линча».

Простые стимулы - это раздражители, которые не требуют ни ума, ни чуткости, ни творческих способностей со стороны человека. Другое дело – вдохновляющие стимулы. Их воздействие возможно только  в процессе взаимодействия и человека и стимула. Они каждый раз воспринимаются по-новому, они требуют внутренней включенности человека в дело, иначе будет «все также скучно». В контексте религиозной практики к вдохновляющим стимулам можно отнести

- чтение Корана, требующее размышления, внимательности;
- молитва, ценность которой равнозначна ее осознанности;
- знания, которые необходимо реализовывать в практике;
- послушание Аллаху – со смирением перед Его величием и любовью к Нему, с пониманием, что Всевышний запрещает и позволяет согласно Своей мудрости.

В контексте подразделения видов стимулов на простые и вдохновляющие, можно с уверенностью сказать, что все дозволенное и поощряемое Исламом, будь то знание, поступок или духовная практика относится к числу вдохновляющих стимулов. Потому что максимальный заряд блага, заложенного в них, может «сработать» только при наличии понимания и искренности со стороны «реципиента».

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle