• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Признаки благого нрава

Время чтения: 4 мин
19043

Фото: Allies Interactive/ shutterstock.com

Фото: Allies Interactive/ shutterstock.com

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Благой нрав – это «мешочек» духовного богатства верующего. В хадисах сказано, что это одно из «приобретений», за которое большинство верующих попадут в Рай.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил, что наиболее любимым перед Всевышним является тот, кто отличается более благим нравом.

Но что можно считать благим нравом, какие черты в него входят? Опираясь на Сунну и Коран, можно выделить некоторые качества, которые уместно отнести к проявлениям благонравия.

  1. Оптимизм

От Анаса Ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет заразы и нет тайры (усматривание дурного знака в каком-либо явлении)! Но нравится мне оптимизм!» Его спросили: «А что такое оптимизм?»

И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Доброе слово». В версии, переданной от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Нет тайры! Оптимизм – лучше неё!»

Его спросили: «Посланник Аллаха, а что такое оптимизм?» И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Годное слово, которое слышит один из вас (в своей душе)».

Также в хадисе, переданном от имама Ахмада, говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пессимизм является проявлением дурного нрава» (Ахмад).

Оптимизм связан не только с позитивным взглядом на жизнь, но и с готовностью преодолевать трудности, мужеством и решительностью в достижении целей, верой в себя и окружение. Пессимизм же наоборот заставляет человека мириться с худшим, опускать руки перед трудностями и принимать страдания и неудобства как должное.

  1. Мягкость

От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, мягкость, в чем бы она ни выражалась, украшает, а ее отсутствие, в чем бы оно ни выражалось, поистине очерняет (порочит)». (Муслим) В хадисе от Абдуллаха ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, также говорится, что мягкие люди – одни из тех, кому запрещен Ад: «Не сообщить ли вам, кому запрещен Ад? Запрещен он каждому, кто близок (к людям), снисходителен, мягок, прост (в общении)». (Тирмизи).

Мягкость не подразумевает наивность или глупость. Это более адекватная форма взаимодействия с другими людьми. Быть мягким также не значит быть лицемерным или «прогибаться». Можно быть твердым в своих убеждениях, но при этом доносить это в более приемлемой форме – проявляя мягкость и снисходительность.

  1. Щедрость

Передают со слов Хариса ибн Вахби аль-Хузаъи, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал людям: «Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в огне? Это — каждый грубый, жадный и горделивый». (Бухари, Муслим).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ткже сказал: «Щедрость – это дерево рая, ветки которого доходят до этого мира. Того, кто держится за ветку дерева щедрости, эта ветка приведёт в рай. Скупость – это дерево ада, ветки которого доходят до этого мира. Того, кто держится за ветку дерева скупости, эта ветка приведёт в ад».

Но что значит «держаться» за щедрость? Некоторые мудрецы понимали под этим готовность пожертвовать чем-либо при появлении первой же мысли об этом. Щедрость противоположна скупости, малодушию и даже расчету. Потому что предполагает бескорыстное самоотверженное жертвование чем-либо. Подобно тому как делали это первые мусульмане. Хузайфа аль-Адави, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «В день битвы при Ярмуке я отправился на поиски двоюродного брата. У меня с собой было немного воды, чтобы напоить его.

Дойдя до него, я сказал: «Я напою тебя», и он кивнул головой в знак согласия. Тогда до нас донесся стон умирающего от жажды. Мой двоюродный брат сделал жест, чтобы я напоил этого человека. Им оказался Хишам ибн Ас, да будет доволен им Аллах. Я спросил, напоить ли его, и он кивнул утвердительно. Тут Хишам, да будет доволен им Аллах, услышал стон другого умирающего от жажды человека и сделал жест, чтобы я отправился к нему. Когда я дошёл до него, тот человек уже умер. Тогда я вернулся к Хишаму, да будет доволен им Аллах. Но и он тоже успел покинуть этот мир. Тогда я возвратился к двоюродному брату, но и его тоже я нашёл мёртвым».

Щедрость – это способность отдавать не торгуясь о цене. Но к ней относится способность делиться не только материальным богатством, но и духовным: знаниями, добротой, поддержкой, позитивными эмоциями, любовью.

Продолжение: 2 часть

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle