Реклама
  • Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Признак истинного благонравия, на который указал Пророк Мухаммад (мир ему)

1759

Признак истинного благонравия, на который указал Пророк Мухаммад (мир ему)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам». В другом хадисе говорится: «Лучший из вас – тот, кто лучший для своей семьи, и я лучший из вас отношением к своей семье» (Ибн Маджа).

Будучи примером для верующих, не случайно, что и в отношении своей семьи Пророк (мир ему) был образцом любящего заботливого ответственного семьянина. Этому он обучал и своих последователей.

Так, однажды, после его слов: «Раздавайте милостыню», к нему подошел мужчина и сказал: «У меня есть динар». Пророк (мир ему) сказал: «Дай милостыню этим (динаром) себе».

Тот сказал: «У меня есть (ещё) другой динар». Пророк (мир ему) сказал: «Отдай его в качестве милостыни своей жене».

Тот сказал: «У меня есть (ещё) другой динар». Пророк (мир ему) сказал: «Отдай его в качестве милостыни своему ребёнку».

Тот сказал: «У меня есть (ещё) другой динар». Пророк (мир ему) сказал: «Подай им милостыню своему слуге».

Тот сказал: «У меня есть (ещё) другой динар». Пророк (мир ему) сказал: «Тебе виднее (кому дать)».

Почему Пророк (мир ему) посоветовал сначала оставить динар себе, а следующие пожертвовать семье? Возможно, потому что нельзя построить хорошие отношения с другими, не построив их изначально с собой.

Как пишет психолог Джеймс Холлис:

«Истинная сущность близких отношений заключается в том, что они никогда не бывают лучше отношения к самому себе. То, как мы относимся к себе, определяет не только наш выбор Другого, но и качество наших с ним отношений. Фактически любая близость слегка приоткрывает завесу над тем, кем мы были в начале сближения. Таким образом, все отношения симптоматически отражают состояния нашей внутренней жизни, и ни одно из этих отношений не может быть лучше нашего отношения к своему бессознательному».

Однако показателем «качества» личности названо именно качество взаимоотношений с самыми близкими людьми – с женой и с семьей в целом. Почему?

Возможно, отношение к женам упомянуто в связи с тем, что мужчины, обладая властью и силой, недалеки от искушения злоупотребить ими в отношении женщин. Если мужчина пользуется властью, ему стоит усилий или мудрости не применить ее для унижения, ущемления или пользования ресурсами супруги без равной отдачи.

Имам аль-Мунави сказал:

«В хадисе речь о том, кто проявляет терпение к своим женщинам в отношении их нрава, обращается к ним с веселым лицом и доброжелательностью. Кто не причиняет им вреда, проявляет к ним щедрость и оберегает их. По этой причине избранный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был наилучшим из людей в отношении к своей семье. Идёт ли в хадисе речь о женщинах человека, как жёны и наложницы, или же речь идёт о близких родственницах, или же тех, кто находится на его содержании? Взять этот хадис обобщенно будет правильнее».

В «обобщенном» варианте заложено зерно мудрости. Мы порой встречаемся с ситуациями, когда мусульмане могут производить впечатление на окружающих своей религиозностью, усердием, щедростью. Они показывают свои сильные стороны и совершают благородные поступки в отношении друзей, незнакомых, работают на благо общества и даже всей общины.

Они слышат стоны единоверцев за тысячи километров и делают дуа, не жалеют слов поддержки за других. Но при этом они могут быть глухими к потребностям своих домочадцев, быть равнодушными к женам, отстраненными от детей, не включаясь в поток семейной жизни.

Более того, некоторые из них, умело возводя образ хорошего человека в глазах остальных, могут быть тиранами с самыми близкими. Возможно, поэтому признаком истинного благонравия Пророк (мир ему) назвал не мнение людей, не признание общества, не подвиги во имя чего-то большего, а просто ... отношение к самым близким.

Чтобы верующие не стремились к глобальным целям, игнорируя свои первостепенные обязательства. И не пытались впечатлить чужих, делая несчастными самых близких. Семья для верующего - не меньшее испытание, чем все остальные искушения: богатство, трудности, препятствия и тд.

В семье человек каждый день показывает свое истинное нутро, будь оно приятным, злонамеренным или равнодушным. Тяжело скрыть свои недостатки от людей, с которыми ты прожившь большую часть жизни. Гораздо легче произвести впечатление разовыми или несколькими большими поступками на тех, кто живет за пределами дома и не видит тебя каждый день. Встречи с ними могут быть подобны праздникам, на которые можно принарядиться в красивую одежду, «подобрать» настроение, сыграть выгодную роль.

Но семья – это зеркало, которое отражает каждодневного тебя, в твоем разнообразии и самых неприглядных сторонах. И счастье или довольство семьи – один из важнейших индикаторов благонравия, мудрости и духовной силы человека. Без этого все остальные духовные подвиги приобретают оттенок лицемерия и позерства, а с ним – печать надежности и искренности человека.

Ася Гагиева

Также по этой теме читайте:

Как не пустить шайтана в ваши отношения

Как не пустить шайтана в ваши отношения

Разрешено ли рукоприкладство в исламе?

Разрешено ли рукоприкладство в исламе?

Отсутствие этого качества может разрушить вашу семейную жизнь

Отсутствие этого качества может разрушить вашу семейную жизнь

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика