• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Понять, чтобы простить

Время чтения: 2 мин
6181

Ислам призывает к милосердию и прощению в отношении притеснителей и несправедливых. В Коране Всевышний говорит: «Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас. Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых».  Также в другом аяте сказано: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников».

Иногда для того, чтобы простить человека, достаточно его понять: его мотивы, состояние, положение. Многие люди, по моему убеждению, причиняют боль другим не потому что они плохие, а потому что им плохо. Их души так долго живут с собственной болью, что они стали бесчувственны и к чужим страданиям. Если человек имел в жизни мало любви, теплоты в отношениях с другими, признания семьи или других благ, смягчающих сердце, тогда он вряд ли сможет дарить другим более позитивное отношение и чувства, чем те, о которых знает он сам. Понимание чужой боли помогает не только простить, но и впредь не принимать близко к сердцу злобные замечания или недружелюбное отношение. Что сказать – из стакана может вылиться только то, что в нем есть.

Конечно, собственные несчастья никому не дают право причинять боль другим, и никого не оправдывают. Просто принятие этого во внимание помогает притесненному увидеть целостную картину и сделать более здравые выводы из случившегося. А именно – что  обижает других тот, кто обижен сам. Многие из этих обиженных подобны герою старой комедии. Каждое утро по дороге на работу он встречал своего знакомого-«всезнайку», который любил его поучать и давать советы, в которых тот и не нуждался. Помимо того, что «всезнайка» читал неприятные лекции, он еще и тыкал его каждый раз в грудь пальцем, изрекая очередную «истину». Тот же, не имея достаточного мужества и честности, чтобы остановить своего «поучителя», терпел и копил на него гнев. Наконец, чаша терпения наполнилась, и он решил покончить с этим. Отправляясь на следующее утро на остановку, он обращается к другому знакомому и говорит: «Мне надоело слушать лекции этого всезнайки и терпеть его тычки в грудь. Сегодня я его накажу». «Как же ты это сделаешь?» - спрашивает другой. «Обиженный» герой распахивает пальто и показывает закрепленные вокруг его талии динамитные шашки, и говорит: «Если сегодня он еще раз ткнет в меня пальцем, ему оторвет руку».

Так поступают и многие притеснители: они причиняют боль другим, но сами страдают еще больше. При чем не осознавая своей боли, не понимая как они несправедливы в отношении к себе. Прощение и ответное добро не просто облегчает душу притесненного, но и смягчает сердце притеснителя. Открыв для себя частицу милосердия в человеке, от которого, казалось бы, стоило ждать ответного зла, узел жестокости и бесчувственности в сердце притеснителя как будто развязывается, он раскаивается в содеянном и возвращается к доброте и милости. Как сказано в Коране: «не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник».

В конце концов, мы тоже порой (вольно или невольно) становимся причиной чьей-то боли, и если хотим быть прощенными, то нам стоит научиться прощать других. как сказал поэт Джордж Герберт: «Тот, кто не способен простить других, разрушает мост, по которому ему самому придется пройти».

Ася Гагиева

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle