• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Подари душе свободу - уверуй!

Время чтения: 4 мин
4205

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Как утверждают психологи, основа психологического благополучия человека заключается в его внутренней свободе. В статье «Свобода по-исламски» мы раскрывали смысл этого понятия в контексте практики верующего. В данной статье я хочу рассказать о процессе освобождения «заключенных душ».

Осужденный обычно освобождается из тюрьмы только по окончании отбывания своего срока. Лишением свободы он «расплачивается» за свое деяние, то есть «аннулирует» его. Но что должен сделать человек, который «виновен в грехах»?
Грешник «расплачивается» наказанием, болью испытаний или покаянием.

Когда душа расплачивается за свое злодеяние каким-либо из этих способов, то человек чувствует себя так, будто с него сняли груз. И это нельзя назвать метафорой, потому что всякий грех действительно груз для души. Где-то в сознании человека откладывается понимание того, что он нарушил границы, а также убеждение, что такое нарушение не проходит бесследно. Чувство вины и ожидание наказания не покидают этого человека, даже если он увлечен чем-то другим. Он чувствует, что он «кому-то должен». Но кому?

Всевышнему Аллаху, его Создателю и благодетелю, его покровителю и наблюдателю. Долг перед Всевышним – это выполнение тех обязательств, которые Всевышний возложил на человека. Выполняя свой долг, человек постепенно освобождается от груза этого обязательства и приближается к Всевышнему.

Иерархия обязанностей

В стремлении «освободить» душу человек должен начать со своих первостепенных обязательств.

В хадисе Кудси Всевышний говорит:

«Любимейшим из всего, чтобы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая навафиль (то есть, делая добровольные виды поклонения), пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня о чем-нибудь, Я дарую ему это, а если обратится ко мне за защитой, Я защищу его!»

Первостепенные обязанности каждого человека перед Всевышним – это пять столпов Ислама: шахада, закят, намаз, пост, хадж.

Следующим по значимости является воспитание шести столпов имана:

- вера в Аллаха;
- вера в ангелов;
- вера в Писания;
- вера в пророков и посланников;
- вера в Конец света и Судный день;
- вера в предопределенность добра и зла.

Не менее важной составляющей религии и веры является искренность – ихсан. Если деяния, вера человека неискренна, это отражается на скованности его души, на ощущении душевной зажатости. Потому что Всевышний принимает то, что совершено искренне, от чистой души. И став искренним, честным с собой и Всевышний, человек имеет возможность освободить душу от гнетущего груза.

«Грузом»  вполне может быть и несмирение с тем, что дал Всевышний: несогласие с судьбой, с тем, где ты родился, с тем, кто твои родители, каково твое положение и т.д. То есть если человек негодует и бунтует против того, что и как дано ему Всевышним – то это негодование также гнетет его.

Другим отягощающим обобщенным чувством может быть любовь к мирскому: это предпочтение дел этого мира долгу перед Всевышним, это долгосрочные мирские надежды, на которые человек тратит много времени, это предпочтение кратковременных удовольствий щедрому вознаграждению.

Изначально душа человека «предназначена» для служения Всевышнему, для высоких, благородных целей. Человек благороден и устремлен к благу. Но вместе с тем за его душой есть и иные охотники, желающие стать его хозяевами, использовать его для своих целей. Это шайтан, который сбивает человека с истины, и нафс, который стремится удовлетворить свои желания.

Но закономерность такова, что положение раба зависит от того, кого он выбрал господином. И наиболее счастлив тот из рабов, кто в качестве господина и покровителя выбрал своего истинного, единственно достойного Бога – Всевышнего Аллаха.

Счастье — психологическое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своей жизни, ее полноту и осмысленность, и осуществление своего назначения. И искренне поклонение Всевышнему – это способ достичь такого состояния. Это единственный вид рабства, при котором человек достигает самых высших вершин счастья и удовлетворенности. И поэтому я думаю, что человеку стоит искать эти сокровища, и счастье и свободу, не в отказе от Бога и Его требований, а наоборот – в их добросовестном выполнении и искренности.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle