Ошибка подтверждения, или Я сам обманываться рад?
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Успех человека и его благополучие во многом зависят от его способности видеть реальность таковой, какая она есть, от зоркости его сердца, позволяющей отличить истину от лжи, а добро от зла. К сожалению, наш нафс настолько не приспособлен к реальности (конечно, если его не воспитывать), что мы то и дело совершаем на каждом шагу «мыслительные ошибки», то есть выстраиваем цепи доводов, которые при детальном разборе теряют логическую последовательность. И фактически являются заблуждением. Это тип заблуждений, который эссеист и эрудит Талеб Нассим назвал «ошибкой подтверждения».
Ошибка подтверждения – это бессознательный поиск свидетельств, которые подтверждают определенное убеждение, взгляд, умозаключение. Его изъян в том, что при этом поиске факты или доводы, опровергающие верность этого убеждения, игнорируются или опускаются. Например, если вы убеждены, что «А – прекрасный человек» и хотите доказать это своему знакомому, тогда вы будете приводить в качестве доказательств только такие факты относительно А, которые подтверждают ваше убеждение. И наоборот – если вы убеждены, что «А – плохой человек», то вы будете помнить только те его поступки, которые подтверждают ваше мнение. Причем к любому убеждению можно подобрать массу таких «доказательств».
Нассим пишет: «Дипломат продемонстрирует вам свои «достижения», а не то, в чем он не преуспел. Математики попытаются убедить вас, что их наука нужна обществу, ссылаясь на те случаи, когда она оказалась полезной, а не на те, когда было попусту затрачено время. […] Даже при проверке гипотезы мы склонны искать факты, ее подтверждающие. Конечно, подтверждение найти несложно – […] я могу найти подтверждение чему угодно так же, как опытный лондонский таксист сможет даже в праздничный день найти пробку, чтобы накрутить цену». Интересен и другой пример, касающийся распространенного убеждения относительно мусульман: «Многие путают утверждение «почти все террористы – мусульмане» с утверждением «почти все мусульмане – террористы». Предположим, первое – правда, и 99 % террористов – мусульмане. Это означает, что только 0, 001 % мусульман – террористы, поскольку мусульман в мире больше миллиарда, а террористов, допустим, 10 000, то есть 1 на 100 000 человек. Эта логическая ошибка заставляет вас (без вашего ведома) преувеличивать вероятность того, что случайно взятый мусульманин (скажем, в возрасте от 15 до 55 лет) окажется террористом, примерно в 50 000 раз!»
Подобные мыслительные манипуляции являются «идеологическим ядром» множества религиозных заблуждений. Религиозными сектантами в качестве довода используются только те аяты и хадисы, которые «подкрепляют» их мнение, и игнорируют те аяты и хадисы, которые их мнение опровергают. Например, те, кто не считает курение харамом, ссылаются на то, что относительно этого не дано доводов в Коране и Сунне. Другие, кто убежден в том, что курение – харам, приводят в качестве довода аят «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию. Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам», ссылаясь на вредные для организма последствия курения. Подобным же образом поступают и последователи различных заблудших религиозных течений и сект. Они берут в качестве доводов одни аяты (хадисы) и «забывают» о других. Как сказал ученый Ибн Теймия: «Ты никогда не найдешь такого приверженца нововведений, который бы не любил скрывать тексты, противоречащие ему. Он ненавидит и скрывает их и не упоминает о них, а также ненавидит тех, кто говорит об этих текстах!»
Нафс постоянно «ослепляет верующего на один глаз», страсти мешают увидеть целостную картину, а ошибки мышления могут стоить не только мирского благополучия, но и вечного счастья.
Что можно было бы сделать во избежание подобных ошибок?
Во-первых, искать не только подтверждающие доводы, но и провести «поиск» на наличие опровергающих доводов. Например, если вы убеждены, что вы – правоверный мусульманин, поищите не только те факты, которые подтверждают это, но и те, которые ставят под сомнение вашу правоверность. Так вы создадите целостное более-менее объективное представление. И это касается не только вопросов самооценки.
Во-вторых, следует помнить хадис, переданный от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «О люди, вам следует сохранять спокойствие, ибо, поистине, благочестие проявляется не в спешке». Нафс поспешен в навешивании ярлыков и в принятии нелогичных убеждений. Поэтому спокойствие не только в делах, но и в мышлении поможет верующему быть более логичным, последовательным и не попадаться на ловушки самообмана. Прежде чем подумать, подумайте еще раз. Это, конечно, требует времени, но, на мой взгляд, здравый ум все-таки дороже.
Ася Гагиева
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.