• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Не быть как все: когда асоциальность приносит нам пользу?

Время чтения: 4 мин
3199

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Абу Умайя аш-Шабани рассказывает: «Я спросил у Абу Салябы: «Что ты можешь сказать по поводу аята: «О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение» (сура «Аль-Маида», аят 105) Он ответил мне: «Поистине, ты спросил это у знающего. Так как я спросил о том же у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. он сказал мне: «Придерживайтесь благогого и избегайте скверного. Вас ожидают времена терпения. Когда увидишь, что вместо религии и ахира предпочтение отдается мирским благам; когда люди перестанут слушать муджтахидов и последуют за своими собственными мнениями, тогда заботься о себе. Перестань заниматься людьми. Эти дни будут такими же тяжелыми, как если держать раскаленный уголь в руках. В те дни человек, совершающий ваши деяния, будет получать пятидесятикратное вознаграждение» (Абу Дауд, Тирмизи, Ибн Маджа) 

Похоже, такие времена настали. Когда в обществе распространяется разврат, «нормализуются» посредством законов и СМИ пропаганда извращения типа однополых браков и гомосексуальных наклонностей, когда «деньги решают все», а алчность правит миром, то нужно быть в определенной степени асоциалом, чтобы уберечь себя от воздействия негативного влияния общества. Нет, не уйти в горы, леса, не воспылать ненавистью к людям вообще, а просто сохранить способность к критичности и бдительность, усилить цензуру своей души, чтобы извращенные умы не «заражали» вас своими идеями и заблуждениями.

Одним из самых убедительных доказательств того, что поведение, мысли и убеждения человека во многом зависят от общества, является эксперимент Аша. В 1950-х годах психолог Соломон Аш провел ряд экспериментов, разработанных, чтобы продемонстрировать власть подражания в группах. Испытуемым сказали, что они принимают участие в зрительном эксперименте. Все, кроме одного участника, были актерами, помощниками Аша. Сначала помощники отвечали на все вопросы правильно, так же, как и испытуемый.

Ученый хотел выяснить, как поступят испытуемые: дадут верные ответы или же повинуются мнению большинства, которое отвечает неправильно. Но потом они стали единогласно называть одинаково неправильные ответы. В результате 75% испытуемых согласились со мнением большинства, по крайней мере, единожды. По окончании эксперимента испытуемых спрашивали, почему они поддались влиянию большинства, ведь правильный ответ был очевиден. Большинство ответили, что побоялись насмешек со стороны группы, не хотели рисковать, а несколько участников предположили, что действительно были не правы. Если они признали свою «неправоту» в отношении очевидных вещей, то что же ожидать от людей, когда дело касается идей и убеждений…

Искажение восприятия происходит поэтапно

Первый этап – это действия. Испытуемый уверен, что другие неправы, но тем не менее следует за ними – дает такие же неверные ответы, что и они, соглашается с ними на внешнем уровне.

Второй этап – это суждение. Человек начинает рассуждать так: «Может, они действительно правы? Может, я не вижу того, что видят они? Не может же большинство ошибаться!» А затем искажение происходит на уровне осознания – когда понимание того, что истинно, а что ложно, искажается под влиянием большинства. Чтобы не поддаться негативному влиянию общества, нужно в какой-то части души быть антисоциалом как, например, это качество определено в википедии: «антисоциальность – отрицательное отношение к социальным нормам или стандартам поведения, стремление противодействовать им».

В контексте данной статья под асоциальностью подразумевается способность к критической оценке навязываемы обществом «норм поведения», которые идут скорее во вред, чем во благо. Сплетни, неверие, блуд, нечестие, обман, лицемерие, подхалимство и т.п. явления давно уже стали «неофициально признанными нормами» общества. Так, что скорее противоположные им качества (честность, верность, смелость, искренность, вера) принимаются за исключение. Взять хотя бы пример женского одеяния. Еще чуть более ста лет назад, в 1907 году, пловчиха из Австралии Аннет Келлерман, приехавшая в Америку на выступление в подводном шоу, была арестована за ее купальный костюм, обнажавший шею, руки и ноги. Почему? Потому что тогда это считали непристойностью. Сегодня же чуть ли не весь мир ополчился против целомудренного хиджаба. Приоритеты перевернулись с ног на голову.

С религиозной точки зрения здесь больше подходит слово «гураба». Как сказано в одном из хадисов, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам пришел чуждым, и он возвратится чуждым, так же, как и появился» Его спросили: «Кто же эти чужаки?» Он ответил: «Те, которые очищают и исправляют то, что люди исказили из моей Сунны». «Жить приходится с людьми, а люди в большинстве невежды», – писал в «Науке благоразумия» Бальтасар Грасиан. Так что не бойтесь не быть в большинстве: большинство последователей – еще не признак истинности их пути.

Ася Гагиева

Понравился материал? Сделайте репост в соц.сетях!

Социальные комментарии Cackle