"Мы почтили сынов Адама..."
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Если человек ничтожен, слаб и всецело зависим от своего Творца, Всевышнего Аллаха, то у некоторых может возникнуть вопрос о правомерности признания достоинства человека. Поистине, только Аллах, Господь миров, Создатель всего сущего, является обладателем истинного величия и славы, однако Аллах Милостивый и Справедливый, не ущемляет ни в чем ни одно из Своих творений. В том числе и человека.
Человек – особое творение Аллаха, человек – Его любимое творение. Именно перед ним по Его воле склонились безгрешные и невинные ангелы, именно из-за человека был проклят тогда еще один из возвышенных - Иблис.
Всевышний говорит:
«О сын Адама! Я создал вас, чтобы вы поклонялись Мне постоянно, чтобы вы благодарили и восхваляли Меня днем и ночью». И далее: «Если предыдущие и последующие из вас джинны и люди, младшие и старшие, свободные и зависимые, соберутся вместе служить Мне, то от этого ни на минуту не увеличится Мое царство. Кто старается, он старается, поистине, за себя».
Всевышний не создал нас, чтобы мы «стали многочисленными» или чтобы «радоваться нами в одиночестве», Он сотворил нас для высоких целей – для искреннего поклонения и достижения Его великого вознаграждения.
В высоком предназначении заключается большая духовная сила человека, возвышающая его над остальными созданиями. Быть беспечным к этому дару – значит потерять себя и пренебречь милостью Всевышнего.
Аль-Газали в «Кимийа-йи са1адат» («Эликсир счастья») пишет:
«Знай, что человек был сотворен не для игр и пустого времяпровождения, но ему предстоит великое дело и крупная ставка. Ибо, несмотря на то, что он не изначален, но – вечен. И хотя тело его смертно и низменно, истина его духа возвышенна и божественна».
Далее аль-Газали пишет: «Когда суть его, хотя вначале и сцепленную с дикими, хищными, дьявольскими качествами, опустить в горнило внутренней борьбы, она очистится от этой смеси и осквернения, став достойной покровительства Владыки Господства».
Однако оказавшись в этом бренном, низменном мире, человек теряется, забывает о своей сущности, подобно слуге, которого отправили на рынок за товаром, но среди красивых нарядов и цветных материй он забыл о цели своего прихода туда.
Это заблуждение может быть связано с одной из функций психики – осознание человеком своего места, роли в окружающем мире. Эта функция обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в окружающем мире, гарантирует эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное отношение к ним. Таким образом, адекватное самосознание и соответствующее ему внутреннее и внешнее поведение способствуют человеческому счастью и благополучию как в мире дольнем, так и в жизни вечной.
Шейх Фадхлалла Хаери в «Путь сущности» пишет:
«Человеческая жизнь благородна по своей сути, и само наше существование основано на тонкой структуре, с которой мы неизменно обращаемся, чтобы испытать то положительное, что может выпасть на долю нам и обществу в целом. Следуя этому ориентиру, мы обязательно придем к более высокой морали, тем самым, вызывая на земле состояние, подобное жизни в райском саду».
Однажды, смотря на Каабу, Абдулла Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как бы ни было велико достоинство твое, но достоинство верующего величественнее твоего». Таким образом, понимание своей исключительной роли и важного места на земле, рождает в сердце верующего стыд перед Всевышним, который в свою очередь отдаляет его мысли от скверных поступков и … напоминает ему о цели своего пребывания в земном кусочке времени.
Ася Гагиева